Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дистанция между автомобилями ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
Дистанция между автомобилями: ПДД
В ПДД термин «Дистанция / Боковой интервал» встречается трижды:
- Пункт 9.10: Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства (ТС), которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
- Пункт 9.11: Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель ТС, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель ТС (состава ТС) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди ТС такую дистанцию, чтобы обгоняющие его ТС могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.
Если исключить крупногабаритную технику, то для водителей остальных авто данное положение ПДД становится актуальным только при буксировке прицепа. В любом случае требование, сформулированное в пункте 9.11, не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне. При этом понятие «интенсивное движение» никак не регламентируется.
- Пункт 3.16: «Ограничение минимальной дистанции». Запрещается движение ТС с дистанцией между ними меньше указанной (в метрах) на знаке.
Запрещающий знак 3.16 устанавливается на сложных участках дорог (перед мостами, эстакадами, путепроводами, ледовыми переправами, тоннелями и пр.) и действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или до места установки знака 3.31 «Конец всех ограничений».
Почему важно соблюдать дистанцию между автомобилями
Не каждый водитель сможет вовремя среагировать на ситуацию и затормозить вовремя. Да и тормозной путь у всех автомобилей разный. Кроме того:
- У любого водителя могут возникнуть проблемы с торможением во время осадков, и сложнее всего будет при минусовой температуре, когда дорога покроется льдом.
- На реакцию водителя влияет его возраст, а также употреблял ли он за рулем какие-либо препараты, вызывающие сонливость. Употребление алкоголя и наркотиков – в расчет не будем брать, это и так очевидно.
- Мобильный телефон в руках водителя, громкая музыка, активные беседы с пассажирами – это все то, что может отвлечь водителя от управления автомобилем, а значит и повлиять на торможение.
Скорость автомобиля, деленная надвое
Этот способ расчета появился одним из первых, пользоваться им легко. Нужно просто взять текущую скорость транспортного средства (ТС) и разделить ее на 2. Полученное значение равняется расстоянию в метрах от впереди идущего ТС. Например, при показаниях на спидометре 60 км/ч безопасным расстоянием будет 30 м.
Для сухой дороги правило работает на «5+». Но все становится чуть сложней при езде по другому покрытию:
- на влажной асфальтированной дороге полученное после деления скорости значение нужно умножать на 1,5 — при тех же 60 км/ч расстояние должно быть не менее 75 м;
- в зимнее время на скользком покрытии делить ничего не нужно — те же 60 км/ч должны давать 60 м между ТС.
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.
Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.
Несколько примеров для иллюстрации:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Соблюдения дистанции в законодательстве США
На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.
Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.
Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:
Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.
Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.
Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.
Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.
Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.
Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!
Вы едете по скользкой дороге.
Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.
Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.
Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.
Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.
Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.
Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.
В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:
Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).
Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:
Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.
Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.
Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.
Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское «правило трёх Д»: Дай Дорогу Дураку.
И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.
Какая дистанция должна быть между автомобилями по ПДД в 2023 году?
Итак, никаких точных данных, как мы уже указали выше, в Правилах дорожного движения вы не найдёте. Пункт 9.10 ПДД предписывает лишь следующее:
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения…
Таким образом, безопасную дистанцию в 2023 году законодательство перевело в прецедентное русло. Если произошло ДТП – значит, она была недостаточной. Если удалось избежать столкновения – значит, никакого нарушения 9.10 не было.
Вот для примера типичное Постановление Верховного суда с признанием водителя виновником ДТП из-за недостаточной дистанции на дороге.
Обратите внимание, что в данном контексте пункт 9.10 грамотно коррелирует с другим пунктом – 10.1 Правил. Последний требует от водителя соблюдать такую скорость движения, которая всегда позволила бы избежать столкновения. А при обнаружении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снижать скорость вплоть до полной остановки.
Мы не зря выделили пункт именно о такой опасности, которую водитель в состоянии обнаружить. Например, если вы двигаетесь за другим автомобилем, но тот врезается в третий, не соблюдая дистанцию, вы такую опасность были не в состоянии обнаружить. Следовательно, вам достаточно соблюдать такое расстояние до впереди едущего авто, чтобы смочь остановиться, когда тот экстренно затормозит. Но если он остановился о препятствие впереди (как пример, о бетонную стену – то есть моментально скорость с 60 км/ч до нуля), то вашего нарушения, если вы догнали такой автомобиль, быть не должно, потому что это была ситуация, когда вы не были в состоянии обнаружить опасность.
В каких случаях штраф могут выписать, а в каких нет?
Из-за этого многие автомобилисты, по тем или иным причинам пренебрегают этим простейшим правилом и не выдерживают необходимый интервал.
Ввиду этого, ситуация на дорогах постоянно обостряется и зачастую, примерно в 25% случаев, невыдержанное расстояние между транспортными средствами становится инициатором в возникновении опасных ситуаций и ДТП.
Следует заметить, что при нарушении дистанции, штраф как таковой не выносится по описанным выше причинам. Если же на светофоре, в пробке, либо на пешеходном переходе столкновение произошло (именно в этих местах и происходит до 90 % аварий), избежать взыскания не получится.
При ДТП, это нарушение правил дорожного движения принято фиксировать на основании двух пунктов:
Как гласит правило дорожного движения 9.10, в обязанности любого водителя транспортного средства, входит обеспечить необходимую дистанцию перед ТС передвигающемся впереди него. Именно этот интервал позволит избежать столкновения между первым и вторым транспортным средством. То же самое касается и боковой дистанции.
В том случае, если ДТП не произошло, и нет специальной разметки, которая смогла бы показать расстояние между транспортными средствами, и само собой она была бы зафиксирована на видео или фото, штраф не выписывается.
Также штраф не может быть выписан, если произошла авария между стоящим транспортным средством и автомобилем который в него и врезался.
Минимальные значения необходимой дистанции и бокового интервала
В ПДД говорится о том, что расстояние до ближайшего автомобиля в потоке движения должно быть безопасным. Но для водителей эта категория может быть различной. Кто-то уверен, что справится с проблемой за пару метров, а кому-то и 15 будет мало.
Как правильно вычислить безопасную дистанцию и предупредить ДТП? Для верного расчета необходимо учитывать субъективные и объективные факторы.
К субъективным предпосылкам относятся личная оценка водителем своей реакции и имеющихся навыков управления. Гражданин понимает, какая безопасная дистанция на дороге существует именно для него. В таких случаях не важен стаж вождения, он не выходит на первый план, ведь скорость реакции с возрастом снижается.
Объективными факторами считаются:
- погодные условия;
- время года;
- состояние дорожного полотна;
- видимость.
При взятии в расчет указанных выше составляющих и правильных подсчетов, расстояния для предотвращения столкновения должно хватить. Чем хуже ситуация на дороге, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Это убережет водителя от ДТП разной степени серьезности.
Многие начинающие автолюбители не сразу способны сориентироваться в дорожном потоке. Отсутствует зачастую и соблюдение ПДД.
Требуется помнить, что по законам физики автомобиль не сможет мгновенно остановиться как человек, для этого происходит много манипуляций, которые нам не заметны. Поэтому и необходимо придерживаться безопасной дистанции.
Способы подсчета расстояния:
- Требуется разделить существующую скорость на 2. Это значение является оптимальным даже для городского режима. К примеру, при скорости 80 км/час безопасна дистанция составляет 40 м.
- Определить время для безопасного торможения.
Второй вариант расчетов считается более точным. Время торможения на сухом асфальте при 60 км/ч составляет 2 секунды (это при условии, что будет ясная погода и хорошая видимость). Если пойдет дождь или снег, то на мокрой дороге тормозной путь образуется за 4 секунды.
Если совершил аварию, в каких случаях выписывается штраф
К сожалению не все водители соблюдают предписания ПДД в точности. Можно стать участником аварии даже если ездить осторожно. Все самоуверенные действия на дороге и игнорирование скоростного режима часто приводят к плачевным последствиям.
Предпосылками для наложения штрафных санкций являются несоблюдение гражданами, управляющими транспортными средствами, скоростного режима (п. 10.1) и нарушение дистанции (п. 9.10).
Последнее возможно только если авария все-таки произошла. И без измерений здесь не обойтись.
Распространенные причины столкновения:
- резкое торможение впереди идущего авто;
- запоздалая реакция водителя;
- произошедшая авария.
Чтобы привлечь сидевшего за рулем к ответственности требуется изучение всех субъективных и объективных факторов произошедшего. Не всегда ДТП при несоблюдении дистанции происходит по вине водителя, который ехал сзади. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.
Опубликована статистика ДТП за январь — июнь 2016 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 — ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.
Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД — «Расположение ТС на проезжей части».
Пункт 9.10 — водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 — водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.
Важно также помнить, что существует штраф за несоблюдение дистанции ПДД. Его выписывают исключительно после произошедшего ДТП. Он составляет 1500 рублей, если было установлено, что водитель не придерживался должного расстояния с впереди идущим ТС. Зачастую такое наблюдается в городских условиях, когда все пытаются протиснуться и быстрее проехать.
Различают сразу несколько типов несоблюдений: некорректная скорость и дистанция. Следует помнить, что ПДД не содержат четкого алгоритма действий в различных ситуациях, а лишь приблизительно указывают на допустимые параметры дистанции. Поэтому водителю требуется внимательно относиться к выбору подходящего расстояния в зависимости от ситуации на дороге и внешних факторов. Важно не переоценивать свои способности, иначе при резком торможении впереди идущей машины высока вероятность при недостаточной дистанции не среагировать на это должным образом и попасть в ДТП.
Соблюдения дистанции в законодательстве Германии
Посмотрим теперь, как решается этот вопрос в других странах, где статистические показатели в разы отличаются от наших в лучшую сторону. Начнём с ПДД Германии (StVO — Straßenverkehrs-Ordnung). В § 4 этого документа сказано (перевод с немецкого в статье выполнен автором):
(1) Дистанция до идущего впереди транспортного средства должна быть, как правило, достаточной для остановки в случае, если водитель этого транспортного средства неожиданно затормозит. В свою очередь, водитель впереди идущего транспортного средства не должен прибегать к экстренному торможению без веской на то причины.
Как видим, в этой части правила ФРГ не отличаются от ПДД РФ — всё те же расплывчатые формулировки и никаких объективных показателей. А теперь заглянем в другой документ, являющийся в некоторой степени аналогом главы 12 КоАП РФ — Bussgeldkatalog (каталог штрафов). А вот там дистанции и боковому интервалу уделяется самое серьёзное внимание:
Многие дорожно-транспортные происшествия можно предотвратить, соблюдая достаточную безопасную дистанцию. При внезапном торможении впереди идущего транспортного средства можно предотвратить столкновение, если водителем выбрана дистанция, приблизительно соответствующая максимально возможному тормозному пути.
Как правило, это помогает: безопасное расстояние должно быть не менее половины значения показаний спидометра в метрах.
Несколько примеров для иллюстрации:
- При скорости 50 км/ч водители должны соблюдать дистанцию до впереди идущего транспортного средства около 25 м.
- На скорости 80 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 40 м.
- На скорости 100 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 50 м.
- На скорости 130 км/ч водители должны соблюдать дистанцию около 65 м.
Штрафные санкции за несоблюдение правил
Ответственность за несоблюдение дистанции между средствами передвижения налагается только в том случае, если зафиксирована авария и доказан факт нарушения правил ПДД. Штраф в такой ситуации составит 1500 рублей.
На видео о дистанции
В руководстве ПДД понятие «дистанция между автомобилями» рассматривается достаточно размыто. Фиксированное значение как таковое отсутствует. Исключением является лишь наличие на дороге указателя, ограничивающего минимальную дистанцию. Во всех остальных случаях водитель должен самостоятельно определить оптимальный интервал между собственным авто и машиной, следующей перед ним.
Нередко причиной аварий на дорогах является халатность водителей по отношению к дистанции на дороге. Не учитывая этот важный фактор, они подвергают опасности и себя, и своих пассажиров, и других участников движения. Об этом факторе необходимо знать очень много, ведь дистанция между автомобилями может либо уменьшаться, либо увеличиваться в зависимости от типа дорожного покрытия, его влажности или наличия ледяного слоя, типа дороги (городская или загородное шоссе). Учитывать также нужно длину тормозного пути, состояние автомобильных покрышек и тормозной системы автомобиля. Но, к сожалению, в ПДД подробные указания касательно соблюдения дистанции на дороге отсутствуют. Так что, будем использовать многолетний опыт водителей и учиться этой премудрости самостоятельно.
ПДД Украины Дистанция, интервал, встречный разъезд
При выборе безопасного интервала движения водитель обязан учитывать скорость движения, траекторию движения транспортных средств и других участников дорожного движения, тип транспортного средства, особенности перевозимого им груза и т. д. Следует помнить, что при выборе безопасного интервала движения водитель обязан двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части и соблюдать допустимые интервалы: не менее 0,8 м и не более 2,5м, для того чтобы исключить возможность вклинивания других транспортных средств.
Транспортные средства, скорость движения которых по определенным причинам не превышает 40 км/ч, на узких дорогах вне населенных пунктов могут стать препятствием для транспортных средств, движущихся с большими скоростями, что может привести к возникновению ДТП. Поэтому транспортные средства, движущиеся со скоростью до 40 км/ч, должны выдерживать такую дистанцию, которая дала бы возможность другим транспортным средствам, осуществляющим обгон, своевременно вернуться на полосу, с которой они начали выполнять этот маневр, и освободить полосу встречного движения.
Несоблюдение безопасного интервала между транспортными средствами является одной из основных причин возникновения ДТП на дорогах с интенсивным движением транспортных средств, поэтому его соблюдение предписано отдельным пунктом Правил дорожного движения, в котором оговорены случаи, когда весьма вероятно возникновение опасности.