Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок изъятия земельных участков в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Основания для изъятия
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2024 в порядке изъятия предусмотрены:
- сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
- далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
- затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
- потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
- наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
Каков порядок изъятия неспользуемых земель сельхозназначения?
Комиссия, установившая факт неиспользования земли, либо использования с нарушением закона, сначала даст землевладельцу шанс исправиться. Ему будет выдано предписание на устранение нарушения – и указан срок, в течение которого землю следует привести в порядок. Одновременно с этим комиссии отправит заявление в Росреестр: в ЕГРП будет внесена особая запись, согласно которой любые сделки с участком запретят до устранения выявленных нарушений.
- Если в указанный срок землевладелец приведёт участок в порядок, ограничение в ЕГРП будет снято в течение пяти рабочих дней.
- Если же хозяин участка мер не примет, ему будет назначено административное наказание, земля так и останется под запретом, а орган государственной власти инициирует торги по продаже участка.
Если публичные торги дважды будут признаны несостоявшимися, то в течение следующих двух месяцев орган исполнительной власти будет обязан провести ещё одни торго – посредством публичного предложения.
Собственник, который приобретёт участок через процедуру торгов, обязуется в течение года начать использовать участок по назначению.
Вопрос изъятия земельных участков у собственников стал одной из основных проблем, с которой столкнулись многие граждане в 2024 году. Эта мера вызвала негодование и протесты в обществе, так как многие люди вложили значительные средства и усилия в развитие своих земельных участков.
Однако, правительство предлагает ряд решений, которые могут помочь собственникам участков справиться с этой проблемой. Одно из таких решений — компенсация за изъятие земельного участка. Правительство обещает выплачивать собственникам справедливую компенсацию, основанную на рыночной стоимости участка и его потенциальной прибыли.
Кроме того, правительство предлагает содействие в поиске и приобретении другого земельного участка. Государство может помочь собственникам в проведении поиска и оформлении документов по приобретению нового участка. Таким образом, собственники смогут сохранить свои инвестиции и продолжить свою деятельность на новом месте.
В целом, хотя изъятие земельных участков является сложной и неприятной ситуацией для собственников, правительство предлагает некоторые решения, которые могут облегчить этот процесс. Важно, чтобы собственники участков обратились за помощью и заявили о своих правах, чтобы получить справедливую компенсацию и поддержку в переезде на новое место.
Общие положения о законах об изъятии земельных участков
Основой для изъятия земельных участков является законодательство Российской Федерации. Существуют различные законы, регулирующие процедуру изъятия земли в разных ситуациях. Например, Федеральный закон от 24 июня 2009 года № 93-ФЗ «Об обеспечении доступа к земельным участкам» регулирует процедуру изъятия земли на основании государственной необходимости.
Важным аспектом законодательства об изъятии земельных участков является защита прав собственников и пользователей земли. Законы предусматривают процедуры оценки участков и компенсации собственникам в случае изъятия. Также, законы об обязанностях государства предоставлять прозрачные и объективные условия для изъятия земли.
Современное законодательство об изъятии земельных участков учитывает интересы всех сторон, включая правительство, собственников и пользователей земли. Основные принципы законодательства – пропорциональность, справедливость и общественное благо. Законы об изъятии земли направлены на регулирование споров и защиту интересов всех сторон с помощью установления четких правил и процедур.
Принципы законодательства об изъятии земельных участков: |
---|
1. Пропорциональность |
2. Справедливость |
3. Общественное благо |
Законы об изъятии земельных участков являются важным инструментом для управления земельными ресурсами и обеспечения устойчивого развития регионов. Изменения и новации в законах, связанные с изъятием земельных участков, стремятся сделать процедуру более прозрачной, справедливой и эффективной для всех участников.
Сроки и условия изъятия земельных участков
Законы об изъятии земельных участков в Российской Федерации устанавливают определенные сроки и условия, которые должны соблюдаться при проведении процедуры изъятия.
Во-первых, для осуществления изъятия земельного участка необходимо наличие у соответствующих органов власти законного основания. Как правило, изъятие может производиться в целях реализации общественных интересов, таких как строительство дорог, коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры и т.д.
Во-вторых, сроки изъятия земельных участков могут быть различными и определяются в соответствии с типом объекта, для которого предусматривается изъятие. Обычно, сроки оговариваются в договоре, который заключается между владельцем земельного участка и государственным органом.
Кроме того, при изъятии земельного участка обязательно должна быть выплачена компенсация его владельцу. Порядок и размер компенсации также устанавливаются законодательством.
Следует отметить, что процедура изъятия земельного участка должна быть проведена в соответствии с требованиями Конституции РФ и других нормативно-правовых актов. В случае нарушения закона в процессе изъятия, владелец участка имеет право обратиться в суд с жалобой.
Таким образом, сроки и условия изъятия земельных участков в Российской Федерации должны быть четко регламентированы законодательством и обеспечивать справедливое и сбалансированное решение интересов государства и граждан.
Нормы Расселения Ветхого Жилья Воронеж
– Вопрос не так прост. Если бы эти помещения действительно были выморочными (хозяин умер, наследников не осталось) – тогда их можно было бы оформить в муниципальную собственность. Совместно с управляющими компаниями, представителями УВД мы выявили более 100 пустующих помещений. Но как только начали разбираться с ними, хозяева большинства квартир быстро нашлись. Такая работа идет, и не только в интересах соседей. Муниципалитет заинтересован в формировании маневренного фонда для предоставления жилплощади очередникам или во временное пользование. Пока что «бесхозные» квартиры – главный источник пополнения муниципального резерва жилья.
- Будут расселены и снесены аварийные и ветхие дома советской постройки;
- На их месте появится совершенно новое современное жилье;
- Проектом предусмотрено создание комфортной социальной инфраструктуры;
- Создание инженерной и коммунально-бытовой инфраструктур, отвечающих современным требованиям и потребностям развития города Воронежа;
- Строительство современного детского садика;
- Значительная экономия бюджетных средств.
- Переход к комплексному развитию застроенных территории;
- Повышение эффективности их использования путем сноса или реконструкции многоквартирных аварийных домов и многоквартирных домов с высоким процентом износа;
- Строительство новых современных объектов жилищного и нежилого фонда;
- Расселение жителей, проживающих в жилищном фонде, подлежащем сносу, и обеспечение их благоустроенным жильем за счет использования средств компании-инвестора;
- Создание условий для обеспечения территорий жилой застройки объектами социального и коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры.
Ситуацию прокомментировали в мэрии Воронежа: «В соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», которая является частью федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в настоящее время расселяются аварийные жилые дома, признанные таковыми до 2023 года. Дома, признанные таковыми после 2023 г., на сегодня в программные мероприятия по переселению не включены. Вместе с тем, администрация города готова временно предоставить жителям дома муниципальные жилые помещения из числа маневренного фонда до решения вопроса о предоставлении постоянного жилья. Для этого им надо обратиться в управление жилищных отношений городской администрации».
Согласно списку, в IV квартале 2023 года снесут лишь два дома — № 30 по Богдана Хмельницкого и № 34 по 20-летия Октября. На IV квартал 2023 года запланирован снос лишь одного дома — №14, расположенного в переулке Серафимовича. Зато в 2023 году (также в IV квартале) освободят от аварийного жилья жителей домов, расположенных по следующим адресам: пер. Советский, д. 4; Силикатная, 12 ; Кулибина, 11 к. Б; Богдана Хмельницкого 9 и 29а,; Революции 1905 года, 4 ; ул. 45 Стрелковой дивизии, 10 ; Матросова, 125 ; Майская дома 4 и 6 ; пер. Солнечный, 9 ; Черняховского, 10. В 2024 году власти планируют избавиться лишь от 4-х домов: Майская, 8 ; Революции 1905 года, 14 ; ул. 45 Стрелковой дивизии, 12; Электросигнальная, 4. На III квартал 2025 года запланирован снос дома 95 по проспекту Труда и дома 24 по ул. Солнечной.
Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.
В Воронежской области досрочно расселят жильцов аварийных домов
Если дом, находящийся в аварийном состоянии, не включен в список или информация на ресурсе не соответствует действительности, гражданин имеет возможность направить через интернет официальное письмо в компетентные государственные инстанции в Воронеже.
По нацпроекту до 2025 года в плане на расселение стоят 25 домов – получается, по пять ежегодно. Не считая этих, включённых в программу зданий, остаётся ещё 26 аварийных домов. На сегодня их судьба неизвестна. И пока их жильцам предлагают временный, маневренный фонд.
Всего в регионе запланировано переселить 3,39 тыс. человек, проживающих в аварийных домах площадью 53,22 тыс. кв. м.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Всего в регионе запланировано переселить 3,39 тыс. человек, проживающих в аварийных домах площадью 53,22 тыс. кв. м.
Стоимость проекта составляет 3.5 трлн. рублей, что, возможно, не предел, так как программа находится фактически еще на стадии разработки.
В связи с неиспользованием
Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:
- сельского типа хозяйство;
- жилищного типа строительство.
Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.
Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:
- бедствиями стихийного характера;
- чрезвычайными ситуациями;
- другими похожими случаями.
При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:
- включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
- не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.
Порядок изъятия земли
Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.
При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.
Изъятие земли происходит в три этапа:
- Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
- Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
- Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.
Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав
Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.
С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.
С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.
Через личный кабинет без электронно-цифровой подписи собственник может подать заявление на государственный кадастровый учет и регистрацию прав:
- В связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
- На созданный или реконструированный объект ИЖС или садовый дом;
- В отношении участка, который образуется путем перераспределения, находящихся в государственной или муниципальной собственности земель;
- В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка;
- О внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости.
Информационное взаимодействие
С 01.01.2023 органы государственной власти и органы местного самоуправления могут направлять в Росреестр информацию:
- Об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости;
- О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, об отмене решения о резервировании.
По большому счету, на обычных гражданах этот законопроект никак не отразится. А вот пострадавшими, в первую очередь, могут оказаться крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), а также небольшие сельхозпредприятия, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении.
Само Правительство в пояснениях к законопроекту отмечает, что в краткосрочной перспективе количество участков, изъятых по решению суда, увеличится.
При этом в 2022-2024 годах ожидается изъятие с последующей продажей на публичных торгах около 246 земельных участков, из которых 185 участков предположительно будут выкуплены регионами.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.