Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие подразделения не входят в состав МЧС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если возникает какая-либо необоснованная задержка при присвоении очередного звания, то в полном соответствии с законодательством РФ, следующее звание присваивается ему со следующего дня после окончания срока выслуги в предшествующем звании.
Причины для задержки присвоения звания
Задержки присвоения звания могут быть и обоснованными. Например, подозрения в недобросовестной службе или заведение уголовного дела. Или у сотрудника есть серьезные дисциплинарные взыскания. Тогда присвоение следующего по старшинству звания может быть отложено до проведения внутренней служебной проверки или внешнего расследования.
В случае, если доказано, что сотрудник не виновен в нарушении служебной дисциплины, то он будет реабилитирован и получит очередное звание со дня срока выслуги предыдущего звания.
Какие пожарные входят в МЧС
Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям является личный состав федеральной и противопожарной службы субъектов РФ.
На 2016 год в штате МЧС было 18 111 человек.
Федеральный округ | Количество единиц личного состава |
Центральный | 4 359 |
Северо-западный | 2 403 |
Южный | 1 550 |
Северо-Кавказский | 1 050 |
Приволжский | 3 246 |
Уральский | 1 594 |
Сибирский | 2 706 |
Дальневосточный | 1 203 |
К 2020 году численность личного состава противопожарной службы доведена до 220 000 человек. В их распоряжении находятся 13 600 зданий, 18 634 единиц автомобильной техники, 49 пожарных катеров.
Цели и задачи русских спасателей
Современная система и штатно-организационная структура МЧС выступают сегодня в качестве основного контролирующего органа исполнительного госаппарата федерального значения. Главное руководство на должном уровне осуществляет разработку и реализацию внутренней политики правительства России, а также принимает активное участие в организации мероприятий по обеспечению ГО и оперативной ликвидации масштабных катаклизмов и аварий техногенного характера. Помимо этого, «на плечи» аварийно-спасательной службы возложены и другие не менее ответственные задачи.
Пожары и наводнения, землетрясения и цунами, техногенные катастрофы и бытовые происшествия — каждый день кто-то нуждается в экстренной помощи, а чья-то жизнь зависит от действий смелых и отважных спасателей. Одним словом, российские бойцы МЧС — это «универсальные» солдаты, которые спасают людей на земле и под землей, а также на внутренних водных объектах страны. За четверть века существования этого ведомства квалифицированным специалистам удалось ликвидировать сотни тысячи чрезвычайных ситуаций и спасти миллионы человеческих жизней. Одним из основных направлений деятельности Министерства является оказание гуманитарной поддержки иностранным государствам, которые находятся в сложном или бедственном положении.
Органы МЧС постоянно совершенствуются и модернизируются, уверенно шагают в ногу со временем — разрабатываются и внедряются новые методы управления, вводятся в эксплуатацию современные образцы спецтехники, механизмов, спецоборудования и универсального технического оснащения. В перечень ключевых задач входит также обеспечение на надлежащем уровне пунктов законодательного и нормативно-правового регулирования основных социальных и общественных процессов, напрямую и косвенно затрагивающих различные сферы деятельности современного человека.
Министерство ЧС России во многом приняло традиции военной службы. В состав этой структуры передали войска гражданской обороны, и вместе с ними перешли армейский устав, офицерский состав, работа в военное время и специальные военные задачи, а также планирование работы совместно с генеральным штабом. Поскольку МЧС относится к государственным военизированным структурам, то военнослужащие-спасатели при необходимости имеют полное право использовать стрелковое оружие и другие виды ручного вооружения. Но сама система МЧС несколько отличается от классической модели несения военной службы, поскольку она «по умолчанию» должна содержать в своем составе все жизненные зрения гражданского населения. Без этого попросту невозможно организовать эффективную и слаженную спасательную работу. МЧС — самая «молодая» структура в составе Вооруженных Сил, однако история этого ведомства заслуживает особого внимания.
ТЕСТЫ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ПО ОБЖ. 9 КЛАСС.
России сообщает о работе всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС России , а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения.
П.С. в нашем подразделении существуют одновременно различные категории (ФПС вн.сл. и муниципалы беспогонные, и представители часной ПО), на которых руководство пытается навесить все воинские уставы.
Влади́мир Андре́евич Пучкóв (род. 1 января 1959, Новинка, Волгоградская область, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (c 21 мая 2012 года по 18 мая 2018 года). Генерал-лейтенант.
Вот читаю и думаю, отчего МЧС до сих пор называют околовоенной (военизированной) организацией?.. Тут даже форму незачто давать. Пора вывести из состава все военные подразделения, вывести из состава все склады с оружием, боеприпасами, отобрать форму, эмблемы, знаки различия, звания и сделать полностью гражданской организацией. Ввести свой устав МЧС по образцу уставов организаций и достаточно.
Какие подразделения не входят в состав МЧС? 1. Государственная противопожарная служба. 2. Войска ПВО. 3.
В соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне» свои задачи спасательные воинские формирования МЧС России выполняют самостоятельно или совместно с нештатными аварийно-спасательными формированиями ГО, а при необходимости – с ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями. Основа организации их деятельности определяется Положением о спасательных воинских формирований МЧС России.
В 1777 году Петром Дальгреном впервые в мире было изобретено устройство для спасения людей при пожарах. Что это было?
История начинается с создания в 1932–1936 годах первых кадровых воинских частей местной противовоздушной обороны (МПВО) для проведения специальных работ по защите населения Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных городов страны в случае нападения возможного противника. В годы Великой Отечественной войны количество воинских частей и подразделений МПВО было значительно увеличено.
Спасатель МЧС – первый, кто приходит на помощь при катастрофах, авариях, взрывах и других чрезвычайных ситуациях.
…
Среди основных специальностей можно выделить такие:
- пожарный;
- водолаз;
- врач;
- альпинист;
- водитель.
Какая из этих организаций была создана первой? А.РСЧС; Б.ГО; В.Корпус спасателей; Г. МЧС. 2. Законы и другие документы по вопросам защиты населения система РСЧС: А. Изучает; Б. Выполняет; В. Разрабатывает; Г. Согласовывает с Президентом РФ. 3. РСЧС функционирует в режимах (уберите лишнее): А. Боевой готовности; Б. Повседневной деятельности; В.
Ключевая философия ведомства
Немаловажную роль в росте популярности народной службы спасения России сыграла очень сильная поддержка общества, которая наблюдалась уже в первые годы работы нового ведомства. Спустя почти пять лет спасатели стали хорошо узнаваемы не только в России, но и в мире. Кроме простых людей, их поддерживали и средства массой информации. Все это вдохновляло русских спасателей на подвиги, и во многом именно благодаря такому особенному отношению к службе спасения МЧС, удалось создать такую уникальную и очень эффективную организованную систему в стране.
Такая бешеная популярность спасательной службы была вполне закономерна, ведь бойцы Министерства служили и служат сейчас каждому человеку в отдельности, независимо от национальности, вероисповедования и социального статуса. Служение народу России стало ключевой философией МЧС. Практически с первых дней создания руководство Министерства начало проводить активную работу в области гражданского просвещения и заниматься детским молодежным движением. Многих спасателей-инструкторов отправляли в детские лагеря, где они учили маленьких ребятишек ключевым основам выживания в экстренных ситуациях.
Накопив определенный опыт в спасательном «ремесле», МЧС обратилось к системе образования и добилось, чтобы дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» была включена в перечень основных предметов, которые преподают в средних школах и высших учебных заведениях. При этом законодательная и нормативно-правовая база, а также практическая деятельность аварийно-спасательных подразделений МЧС опирались на муниципалитеты — те первичные органы управления и власти на местах, от которых напрямую зависит безопасность каждого человека в российском обществе.
Первая спасательная операция МЧС
В качестве специального корпуса русских спасателей «новоиспеченное» Министерство чрезвычайных ситуаций России свою первую крупную аварийно-спасательную операцию провело по устранению техногенной катастрофы, которая произошла на территории Уфимского НПЗ «Башнефть», где на высоте 160 метров над уровнем земли надломился и завис в воздухе 700-тонный отрезок трубы. По мнению экспертов, его падение могло спровоцировать локальное землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. В результате падения обломка, на территории нефтеперерабатывающего перегонного завода могли возникнуть сильные пожары и взрывы, что привело бы к серьезным последствиям.
Специалисты МЧС детально изучили и рассчитали задачу, после чего пришли к одному единственному и оригинальному решению — здесь впервые в практике на гражданском объекте был применен направленный взрыв. В считанные секунды 700-тонный отрезок трубы из кирпича превратился в густое облако пыли. Угроза рукотворной тектонической катастрофы была успешно предотвращена. Эта спасательная операция по уровню риска и найденных оригинальных инженерных решений вошла в анналы мировой спасательной практики и заняла почетное место в книге рекордов Гиннеса. А российские спасатели получили огромный бесценный опыт и стали известны не только на всем постсоветском пространстве, но и в мире.
Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций
Известно, что в первой половине XIX века император Всероссийский Николай I уделял большое внимание развитию пожарной охраны. До этого данная тема тоже была особенно актуальна. Но именно при его правлении разрозненные городские пожарные команды превратились в единую централизованную систему, что позволило более эффективно противостоять огненной стихии.
Профессиональная спасательная служба в составе Вооруженных сил России появилась только в конце 1990 года после принятия соответствующего указа. До этого момента полноценных подразделений подобного рода и Министерства по ЧС в стране фактически не было. Многие люди часто задаются вопросом: «Почему в Советском Союзе, который побил все рекорды по темпам военной промышленности, не существовало структурно организованной спасательной службы?» Дело в том, что до конца 20-го столетия в СССР не было для этого необходимых условий: технологий для проведения спасательных работ в гражданском секторе, а также специально обученных людей и солдат. Не было в стране и грамотной системы образования и подготовки кадров, а также официально принятых законодательно-правовых норм, регулирующих деятельность спасательного ведомства.
Именно по этой причине оперативность реагирования на техногенные чрезвычайные ситуации, которые происходили в то время, была крайне неудовлетворительной, поскольку элементарно не хватало специальных технологий и знаний, чтобы вовремя оказать помощь гражданским людям, оказавшимся в беде. А «механизм работы» самой системы гражданской обороны был недостаточно эффективным и продуманным.
Чернобыльская авария 1986 года и другие техногенные катастрофы стали поводом для создания профессиональной спасательной службы. Было очевидно, что брошенные на ликвидацию аварии силы из числа простых военнослужащих Советской армии, оказались неподготовленными и не были укомплектованы соответствующим инструментарием и оборудованием, защитными костюмами. Но самое главное — они не имели навыков проведения специальных операций в условиях повышенного радиационного фона, а также отсутствовали спецтехника и роботы, способные принять на себя основной удар и взять риск работы в эпицентре катастрофы.
Через несколько лет в Советском Союзе была сформирована специальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, однако она так и не успела полностью сформироваться в связи с началом развала СССР. Параллельно с созданием советской комиссии по ЧС на территории РФ был учрежден отдельный корпус российских спасателей, на который были возложены первостепенные задачи по ликвидации разрушительных последствий техногенных и природных катастроф и организации экстренных спасательных операций среди мирного населения. Возглавил этот экспериментальный корпус Сергей Кужугетович Шойгу в апреле 1991 года.
Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба (ГПС) – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от пожаров. Является основным видом пожарной охраны в РФ и координирует деятельность др. видов пожарной охраны.
ФПС включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ПБ), осуществляющие управление и координацию деятельности ФПС; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ПБ, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ; органы государственного пожарного надзора (ГПН); пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения ФПС, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения); подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности ФПС определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов РФ создаётся органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. ГПС входит в состав МЧС России с 2002.
Литература: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны – система официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также систему мер политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами ГО по осуществлению государственной политики в этой области являются: в мирное время – создание органов управления ГО, подготовки сил ГО, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий ГО, создание условий для оперативного развёртывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направ-ленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В случаях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при терактах силы и ресурсы ГО могут привлекаться для выполнения отдельных работ; в период нарастания военной угрозы — выполнение комплекса спланированных меро-приятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил ГО, а также организаций (исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований) к переводу на организацию и состав военного времени, и органов власти всех уровней к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на ГО возлагается выполнение всего объёма мероприятий по её переводу с мирного на военное время в установленные сроки; в военное время – проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником средств поражения, в т.ч. ОМП. Основными направлениями государственной политики в области ГО являются: развитие нормативно-правовой базы; совершенствование систем управления и оповещения; повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей; развитие сил ГО; обучение населения, подготовка руководящего состава, спасательных формирований ГО; сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; формирование и развитие системы научных знаний в области ГО; развитие международного сотрудничества в области ГО. Основы государственной политики в области ГО на период до 2010 утверждены Президентом РФ 5 янв. 2004.
Куда отправляют служить новобранцев в 2021 году
как попасть в полицию?
От того, куда отправляют сегодня призывников служить в армию, зависит то, как молодой человек проведет ближайший год жизни.
Конечно же, самый лучший вариант – это попасть в войсковую часть для прохождения срочной службы, расположенную в том же населенном пункте, что и официальное место прописки призывника. Это дает следующие преимущества солдату:
- Возможность в выходные дни видеться с родными и близкими, друзьями;
- Законные суточные увольнения можно проводить дома;
- Получать дополнительное питание, необходимые вещи от родителей, карманные деньги на магазин, расположенный на территории части и т.д.
Но, даже если призывника направят служить в другой город, играет роль и конкретный регион, где будет проходить служба. К примеру, отзывы молодых парней из Центральной России, которые проходили срочную службу в войсковых подразделениях, размещенных на Кавказе, ЮФО, в основном отрицательные. Это связано с тем, что значительную часть срочников там составляют представители нерусского населения. Соответственно между солдатами разных национальностей достаточно часто возникают конфликты.
При этом у большинства родственников нет возможности часто ездить к сыну, который проходит службу за несколько сотен километров от родного дома.
МЧС ликвидирует 578 своих учреждений
В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 принято Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.
В систему МЧС входят:
1. центральный аппарат;
2. территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
3. Государственная противопожарная служба МЧС РФ;
4. войска гражданской обороны;
5. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ;
6. аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС РФ.
МЧС России возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В Указе Президента (от 11 июля 2004 года N 868) устанавливается предельная численность работников центрального аппарата МЧС РФ в количестве 825 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе 140 лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ и 250 военнослужащих войск гражданской обороны, предельная численность работников территориальных органов МЧС РФ в количестве 26 900 единиц. Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
МЧС России осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту РФ и (или) в Правительство РФ:
- предложения по формированию основ государственной политики, проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- предложения о введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае возникновения ЧС;
- ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера;
- предложения по организации реагирования при ЧС регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате ЧС;
2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):
- положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;
- методики оценки ущерба от ЧС, классификации и учета ЧС, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований;
- порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
- инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) организует:
- работу по предупреждению и ликвидации ЧС федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих ЧС;
- планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны РФ;
- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
- методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
- проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития РСЧС, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
- формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению РФ и иностранных государств, а также эвакуацию граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения ЧС;
4) осуществляет:
- надзор за выполнением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по ГО и пожарной безопасности, а также по защите населения и территорий от ЧС в пределах своих полномочий;
- руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
- управление в установленном порядке РСЧС методическое руководство органами исполнительной власти при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
- в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
- разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
- международное сотрудничество в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций.
Основным символом МЧС РФ является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны — голубой треугольник в круге оранжевого цвета.
Центр управления кризисными ситуациями
Созданное в России в 1994 году Министерство по ЧС является сегодня одним из самых крупных и профессиональных ведомств в мире, включающее в себя практически все потенциально опасные сферы деятельности человека. В его стенах действует особая структура, удаленно координирующая работу всех отдельно взятых министерств и государственных внутренних ведомств, а также сводящая усилия муниципальных образований всех уровней и органов самостоятельного управления на местах в единую мощную систему. Называется данная внутриведомственная структура — Центр управления кризисными ситуациями.
Его первостепенная задача — проведение организационных мероприятий, направленных на более эффективное, тесное и слаженное взаимодействие между действующими министерствами и внутренними ведомствами на территории РФ, а также на выполнение особых мероприятий с целью обеспечения связи между отдельными подсистемами в рамках действия общепринятой российской системы предупреждения и ликвидации катастроф и ЧС. Помимо этого, сотрудники центра на самом высшем уровне решают вопросы, которые напрямую связаны с оповещением и информированием гражданского населения, и выполняют функции координации управления действующими органами, структурами и силами в границах сферы влияния РСЧС.
Прогноз, мониторинг и другие необходимые расчеты специалисты центра проводят, как правило, еще до возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций. Это позволяет более эффективно подготавливаться к любым непредвиденным форс-мажорам, которые возникают внутри «сердца» страны — в гражданском обществе. С учетом полученной информации строится процесс выполнения профилактических мероприятий и спасательных работ другими структурами МЧС. Основным вопросом на повестке дня остается организация и координация всех действующих исполнительных структур. В середине осени 2011 года был запущен на земную орбиту последний из необходимых для полноценной работы всероссийской системы глобального позиционирования новый спутник слежения ГЛОНАСС-М. И одним из крупнейших операторов данной системы стало именно МЧС. В случае возникновения экстренной кризисной ситуации диспетчерам и оперативным сотрудникам достаточно заложить параметры в вычислительном центре и ждать выдачи решения задачи. Данная система постоянно совершенствуется, что позволяет более эффективно проводить аварийно-спасательные спецоперации за сравнительно короткий промежуток времени.
Краткая история создания МЧС
Известно, что в первой половине XIX века император Всероссийский Николай I уделял большое внимание развитию пожарной охраны. До этого данная тема тоже была особенно актуальна. Но именно при его правлении разрозненные городские пожарные команды превратились в единую централизованную систему, что позволило более эффективно противостоять огненной стихии.
Профессиональная спасательная служба в составе Вооруженных сил России появилась только в конце 1990 года после принятия соответствующего указа. До этого момента полноценных подразделений подобного рода и Министерства по ЧС в стране фактически не было. Многие люди часто задаются вопросом: «Почему в Советском Союзе, который побил все рекорды по темпам военной промышленности, не существовало структурно организованной спасательной службы?» Дело в том, что до конца 20-го столетия в СССР не было для этого необходимых условий: технологий для проведения спасательных работ в гражданском секторе, а также специально обученных людей и солдат. Не было в стране и грамотной системы образования и подготовки кадров, а также официально принятых законодательно-правовых норм, регулирующих деятельность спасательного ведомства.
Именно по этой причине оперативность реагирования на техногенные чрезвычайные ситуации, которые происходили в то время, была крайне неудовлетворительной, поскольку элементарно не хватало специальных технологий и знаний, чтобы вовремя оказать помощь гражданским людям, оказавшимся в беде. А «механизм работы» самой системы гражданской обороны был недостаточно эффективным и продуманным.
Чернобыльская авария 1986 года и другие техногенные катастрофы стали поводом для создания профессиональной спасательной службы. Было очевидно, что брошенные на ликвидацию аварии силы из числа простых военнослужащих Советской армии, оказались неподготовленными и не были укомплектованы соответствующим инструментарием и оборудованием, защитными костюмами. Но самое главное — они не имели навыков проведения специальных операций в условиях повышенного радиационного фона, а также отсутствовали спецтехника и роботы, способные принять на себя основной удар и взять риск работы в эпицентре катастрофы.
Через несколько лет в Советском Союзе была сформирована специальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, однако она так и не успела полностью сформироваться в связи с началом развала СССР. Параллельно с созданием советской комиссии по ЧС на территории РФ был учрежден отдельный корпус российских спасателей, на который были возложены первостепенные задачи по ликвидации разрушительных последствий техногенных и природных катастроф и организации экстренных спасательных операций среди мирного населения. Возглавил этот экспериментальный корпус Сергей Кужугетович Шойгу в апреле 1991 года.
Этот спасатель был удостоен звания Героя России посмертно. Погиб при исполнении долга во время событий в г. Беслан, связанных с захватом школой террористами. Его именем назван поисково-спасательный катер МЧС России. О ком идет речь?
Сергей Костин
Евгений Чернышёв
Валерий Замараев
Владимир Максимчук
Кулответ: Валерий Замараев
За исполнение профессионального долга Валерий Замараев был награжден многими медалями, орденами и ведомственными знаками отличия. Будучи заместителем начальника поисково-спасательного отряда «Центроспас», он был отправлен в Беслан, когда местную школу 1 сентября 2004 года захватили террористы. В какой-то момент к ней подъехал грузовик, в который необходимо было погрузить убитых. Террористы потребовали, чтобы борта были опущены. Когда спасатели приступили к погрузке, в спортзале раздался взрыв, после которого боевики открыли по ним огонь. Валерий Замараев был тяжело ранен неразорвавшейся гранатой из подствольного гранатомета. Подослать к нему помощь долгое время не представлялось возможным. А когда его все же подняли на носилки, он попросил сначала эвакуировать пострадавших детей. Он умер в машине скорой помощи по пути в больницу от обильной потери крови. Валерию Замареву посмертно присвоено звание «Герой России». Его именем назвали поисково-спасательный катер МЧС России.
Гражданская оборона: в отличие от РСЧС, какие подразделения есть
1. Диспетчерские службы:
- Стационарные диспетчерские службы — занимаются оперативным управлением системой ГО, принимают и передают сообщения о происшествиях и подает сигналы тревоги;
- Мобильные диспетчерские службы — осуществляют контроль за действиями пострадавших населения, организуют эвакуацию и предоставляют необходимую помощь;
2. Медицинские подразделения:
- Медицинские пункты (фельдшерско-акушерские пункты) — оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим;
- Медицинские эшелоны — обеспечивают оказание специализированной медицинской помощи, проводят эвакуацию пострадавших;
3. Пожарные подразделения:
- Пожарно-спасательные части — осуществляют тушение пожаров, спасение людей и имущества;
- Отряды санитарной защиты — проводят мероприятия по дезактивации и обезвреживанию химически и радиологически загрязненных территорий;
- Пожарная рота — обеспечивает пожарную безопасность на объектах охраны;
4. Инженерные подразделения:
- Взводы для ликвидации различного рода происшествий (в том числе связанных с заражением и засорением водных объектов);
- Химические подразделения — работают с обезвреживанием и ликвидацией последствий различных видов производственных аварий и катастроф;
5. Специальные команды:
- Команды первичного реагирования — обеспечивают неотложные мероприятия по спасению людей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Команды спасателей-водолазов — проводят обслуживание подводно-технических средств и объектов, проводят ремонт и исследование;
Эти подразделения гражданской обороны работают в рамках системы ГО и координируют свою деятельность с Российскими силами гражданской обороны и другими ведомствами, чтобы обеспечить безопасность граждан и минимизировать последствия чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.
Неотложка и скорая помощь: подразделения, не включенные в состав Сил РСЧС
Силы РСЧС представляют собой систему организаций и подразделений, ответственных за предоставление экстренной помощи в случае чрезвычайных ситуаций и угроз жизни людей. Однако не все подразделения, связанные с неотложной и скорой помощью, входят в состав Сил РСЧС. Рассмотрим некоторые из них:
- Медицинские учреждения. Врачебные учреждения, такие как больницы, поликлиники и амбулатории, не являются частью Сил РСЧС, хотя они тесно сотрудничают с ними в случае происшествий и катастроф. Они предоставляют неотложную медицинскую помощь пострадавшим и координируют свои действия с региональными службами РСЧС.
- Службы скорой помощи. Подразделения скорой медицинской помощи, которые осуществляют срочную медицинскую помощь в неотложных ситуациях, в том числе при ДТП и сердечных приступах, не включены в состав Сил РСЧС. Они организуют работу специалистов и медицинского персонала для выезда на место происшествия и предоставления первичной медицинской помощи.
- Пожарные части. Пожарные части, занимающиеся тушением пожаров и ликвидацией возможных последствий ЧС, также не входят в состав Сил РСЧС. Они занимаются профилактикой пожаров, проводят работы по эвакуации людей из зданий в случае опасности и оказывают первую помощь пострадавшим в результате пожаров или других аварийных ситуаций.
Таким образом, хотя все эти подразделения тесно взаимодействуют и сотрудничают в экстренных ситуациях, они функционируют независимо от Сил РСЧС и имеют свои собственные структуры и ресурсы.
Министерство транспорта
Министерство транспорта не включено в структуру РСЧС. Однако, оно имеет важное значение для обеспечения безопасности и эффективной работы системы.
Министерство транспорта отвечает за разработку и реализацию государственных программ в сфере транспорта. Оно осуществляет контроль и надзор за деятельностью транспортных организаций, регулирует тарифы и стандарты качества на транспортные услуги. Кроме того, министерство разрабатывает и согласует правила дорожного движения, в том числе взаимодействие с РСЧС при ЧС.
Министерство транспорта также обеспечивает проведение мероприятий по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, портов и железнодорожных станций. Такие мероприятия имеют важное значение для повышения уровня безопасности и эффективности транспортной системы.
Министерство транспорта взаимодействует с другими структурами РСЧС, такими как Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство обороны и Министерство внутренних дел. Вместе они работают над развитием и координацией действий в случае ЧС, включая эвакуацию населения и оказание помощи пострадавшим.
Таким образом, хотя Министерство транспорта не включено в структуру РСЧС, его роль и задачи связаны с обеспечением безопасности и эффективности транспортной системы, а также совместной работой с другими подразделениями в случае ЧС.