Все что важно знать об издевательствах в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все что важно знать об издевательствах в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами.

В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:

  • Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».

  • Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.

  • Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

  • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
  • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
  • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
  • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
  • Слишком заниженная самооценка
  • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
  • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
  • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
  • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

Бывает, ситуации в которых подросток сам вызывает негативное отношение к себе. Это ни в коем случае не оправдывает агрессора. Но исправить ситуацию в таком случае подростку нужно попытаться, начав с себя.

  • Если проблемой является плохая успеваемостьнужно уделить учебе больше времени и приложить больше усилий. Это поможет избежать насмешек сверстников, и позволит закончить школу с хорошими результатами. Пропуска занятий — тоже касается.
  • От части физических недостатков вполне можно избавиться. Могут потребоваться, просто занятия спортом (фитнесом или танцами). Это поможет избавиться от лишнего веса, сделать красивой осанку, нарастить мышцы – и просто стать выносливее, увереннее в себе!
  • Если то и дело возникают прыщи – проконсультироваться можно у косметолога и диетолога. Специалисты обязательно помогут найти средства по уходу, подберут безопасную диету и расскажут, как правильно замаскировать проблемные участки кожи.
  • Также стоит задуматься о своем стиле. Не нужно одеваться в школу экстравагантно, привлекая к себе насмешки и чрезмерное внимание.
  • Девушкам не рекомендуется носить в школу короткие юбки и прозрачные топы, такая одежда для школы не подходит и может послужить причиной сексуальных действий к себе.
  • Важно научиться всегда соблюдать личную гигиену – это необходимо для здоровья и приятного общения в коллективе.

Почему дети не делятся проблемой с родителями

1. В большинстве семей принят определенный стиль коммуникации, когда пне принято говорить о своих личных переживаниях. Например, старшее поколение бабушек в разговорах с детьми хватается за сердце и говорит: «Ой, не говори мне про это, а то мне сейчас плохо станет!». По этой причине дети и не хотят расстраивать и тревожить близких.

2. Бывает, что жертвы буллинга сами становятся агрессорами, чаще всего чтобы отвести угрозу от себя. Такой ребенок подумает, прежде чем сказать маме, потому что тогда узнают и о его проделках.

3. Хорошая успеваемость. Для родителя это зачастую главный показатель ребенка. И тогда ничего не говорят о проблемах, потому что понимают, что им не поверят: «Ты же хорошо учишься, какие у тебя сложности?»

4. Боятся подвести родителей; от них ожидают, что они будут очень успешными во всем — в оценках, в социальной жизни, и когда они сталкиваются с такой неприятностью со стороны коллектива, для них самих это доказательство неуспешности.

Что важно помнить родителям, когда над ребенком издеваются хулиганы

  1. Узнав об издевательствах над ребенком в школе, вы столкнетесь с двумя видами эмоций — вашего ребенка и собственной реакции. Инстинктивно вы хотите защитить свое дитя, поэтому чьи-то издевательства над ним могут вызвать у вас бурю негативных эмоций: гнев, ярость, месть. Реакция ребенка может быть совершенно противоположной родительской, например — апатия, молчание, стыд.
  2. Научившись контролировать свои эмоции и понимая детские, вы сможете найти правильное решение и наилучшим образом помочь ребенку. Это поможет вам предотвратить травлю вашего ребенка. Также вы подадите ему хороший пример, который поможет ему в будущем стать хорошим родителем для своих детей. Главное — действуйте, не медлите. Важно помочь ребенку, защитив его. В этом прямая обязанность родителей.

Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать

Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться.

Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.

Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще.

Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.

Основные роли участников буллинга — это:

  • агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
  • жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
  • наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.

«Всем задирам свойственна неуверенность. Запугивая других и издеваясь над ними, они пытаются скрыть ее от окружающих», — утверждает семейный терапевт Том Керстлинг. Для детей с низкой самооценкой унижение других иногда становится нездоровым способом психологической защиты, помогающей ощущать себя уверенней.

Иногда агрессоры даже завидуют своим жертвам. Тем не менее, объясняет Ребекка Бранстеттер, популярный стереотип о том, что все школьные садисты и мучители страдают от неуверенности в себе, не отражает всей полноты картины.

«На самом деле многие агрессоры и мучители популярны в классе и, по их собственным словам, самооценка у них не ниже средней или даже высокая. Однако многие из них очень подвержены стыду и ощущают свою уязвимость, боясь, что другие увидят какие-то их слабости. Поэтому, травя и высмеивая других, они переключают внимание на чужие недостатки, успешно скрывая собственные, которых очень стыдятся. Это важная деталь, которую легко упустить: мучители нередко защищают собственную самооценку, перенося свой стыд на других», — объясняет Бранстеттер.

Непоследовательность в воспитании

Многих агрессивных детей родители воспитывают непоследовательно и пренебрегают дисциплиной. Такие родители не объясняют детям, где проходят границы допустимого, и не заставляют нести ответственность за плохое поведение.

«Если детям не дают четких правил поведения и пренебрегают их воспитанием, они нередко начинают пытаться контролировать своих сверстников. Слишком мягкие родители не ограничивают ребенка, который в результате считает, что ему все дозволено. Дети хотят, чтобы родители установили для них правила поведения и распорядок жизни, они воспринимают это как проявление заботы. Излишняя родительская мягкость может показаться ребенку безразличием», — объясняет Хафиз.

Во многих случаях родители не готовы признать, что их ребенок издевается над сверстниками — особенно если раньше он был «примерным», а агрессия проявилась лишь позже. Многие родители и другие взрослые неосознанно потакают издевательствам и травле, относясь к проблеме несерьезно («да мальчишки просто балуются») или вообще ее игнорируя. Очень важно признать реальность происходящего, серьезно поговорить с детьми, четко обозначить недопустимость травли и издевательств и своим примером показывать уважительное отношение к окружающим.

Драка на уроке. Учитель не виноват?

Недавний эпизод. Стандартное «подрались мальчишки». Во время урока физкультуры, в раздевалке. Мама одного из пострадавших мальчиков в сердцах отправилась снимать с сына побои и писать заявление в полицию. Учителя были в недоумении: ну, подумаешь, мальчишеская драка, зачем шум поднимать?

А ситуация выглядела следующим образом. Двое мальчиков были освобождены от физкультуры по состоянию здоровья и находились в раздевалке. Двое других пришли без формы, были не допущены к уроку и тоже сидели в раздевалке. И от нечего делать начали придумывать «безобидные» шалости: швырять в лицо пластиковыми бутылками, обсыпать семечками мальчиков, которые были освобождены от физкультуры. Дальше — по нарастающей. Ну скучно было мальчишкам, вот они и развлекались, как могли. И, поскольку никого из взрослых рядом не было и остановить беспредел было некому, ребята распалялись все больше и больше. В итоге — драка, которая чуть не привела к серьезным травмам.

Разговариваю с пострадавшими: почему не обратились к учителю физкультуры? Да потому, что тот отмахнулся и велел разбираться самим. Учитель недоумевает: в чем проблема? Подумаешь, подрались мальчишки. Не прерывать же урок из-за этого. А тут родители с претензиями. Жалобы, докладные. Раздувают из мухи слона вместо того, чтобы учить детей постоять за себя. Хлюпиков воспитывают.

Кто в этой ситуации прав? Лично я полностью на стороне мамы-«скандалистки», которая справедливо считает, что во время школьного урока ее сыну должна быть обеспечена минимальная безопасность.

Как предотвратить драки в младших классах: школьные правила

Правда, большинство мальчишек со мной не соглашаются. И на мои призывы в случае конфликта обращаться за помощью ко взрослым гордо отвечают: «Не мужское это дело — жаловаться. Нужно уметь сдачи давать!».

От пап маленьких агрессоров в разговоре обычно слышу то же самое: «Учу давать сдачи, чтобы не был в школе «ботаном». Объясняю, что дети не владеют техникой безопасного боя, а школьные классы и коридор — не спортивный ринг. Подоконники, батареи, парты с острыми углами — самое безобидное «дать сдачи» может закончиться плачевно. Папы вроде проникаются, но ненадолго.

Читайте также:  Льготы ветерану военной службы в Самарской области

Одно время мне пришлось вести классное руководство в четвертом классе. Девяти-десятилетние дети — уже не доверчивые малыши, но взрослые для них пока еще — весомый авторитет. Так вот в этом классе были приучены «давать сдачи» даже девочки. Тоже, кстати, папами наученные. Каждый день я вела с детьми беседы на тему «а нельзя ли вообще обойтись без драки» и «любой спор можно разрешить словами, а не кулаками». Дети — и мальчики, и девочки — дружно уверяли, что это невозможно. Поток детских аргументов казался неиссякаемым.

— Он первый задирается! Он всегда первым начинает, а потом плачет!

— Меня папа учит сдачи давать, а не жаловаться!

— Я, что, зря на карате хожу? Я хочу уметь себя защитить!

— Если я не дам ему сдачи — меня все будут считать слабаком!

— А вот если бы вашего сына в школе побили? Вы бы тоже ему сказали, что драться нельзя?

В общем, убедившись в бесполезности моих морально-этических сентенций, я зашла с другой стороны.

— Ребята, в школе, как и в государстве, есть законы и правила. Законы школы прописаны в школьном уставе. Так вот, согласно школьному уставу, драться ЗАПРЕЩЕНО. И в этом же уставе сказано, что конфликты требуется решать с помощью взрослых. Хотите вы этого или не хотите, нравится вам это или нет — таков закон. Не согласны? Хорошо. Но знайте, что, вступая в драку, вы нарушаете закон. И в таком случае будьте готовы нести ответственность за нарушение.

После этого разговора драки практически прекратились. И, что самое удивительное, даже «ябедничество» перестало считаться позорным действием. Дети поверили в то, что нерешаемые конфликты может и должен разруливать взрослый.

В который раз убеждаюсь, как важны для детей четкие границы и правила поведения…

Все это происходит по нескольким причинам, которые регулярно создают для школ и родителей патовые ситуации.

1. Школа не имеет права выгнать ребенка или куда-то его перевести, более того – учитель даже не может выставить ученика за дверь во время урока. То есть, по большому счету, у нее нет вообще никаких рычагов воздействия или устрашения, и решение о переходе в другое учебное заведение принимают родители ребенка (или суд, если за ребенком числятся преступления), то же самое и в отношении перехода на домашнее обучение.

2. Школьный психолог может работать с ребенком только по заявке его родителей. Если родители «проблемного» ребенка молчат, психолог просто не имеет права вызывать его в кабинет и проводить диагностику и терапию. Школьного психолога в школе может не быть вовсе.

3. У нас взят курс на инклюзию, то есть все дети должны учиться вместе. Поэтому теперь днем с огнем не сыщешь коррекционных классов, и детей, которые нуждаются в предварительной адаптации, отправляют в обычные классы, потому что у нас обязательное среднее образование, не считаясь с тем, что им, возможно, нужны особые условия (другая продолжительность занятий, меньшее количество детей в группе) или учителя, которые профессионально подготовлены для эффективной работы с такими детьми в обычном классе.

4. Учителя, как правило, не готовы работать с детьми, у которых есть различные особенности, не имеют соответствующей квалификации и навыков работы с такими детьми, не знают, что делать с девиантными детьми, но, как правило, именно они становятся крайними в конфликте всех со всеми. Кстати, если один из детей совершит в отношении другого серьезное преступление, отвечать по закону будет именно учитель.

5. У школы нет средств на тьюторов – специальных педагогов, сопровождающих детей с особенностями развития все время их пребывания в школе и прилагающих максимум усилий для их адаптации в школе. Школа обычно не имеет возможности создать необходимые таким детям условия – в частности, так называемую ресурсную среду, где ребенок может отдохнуть, если он не может больше находиться на уроке. Школа не инициирует проведение специальных тренингов и обучающих занятий для учителей, которые могли бы им помочь в работе с этими детьми.

6. Школе крайне невыгодно, чтобы ребенок оказался на учете комиссии по делам несовершеннолетних: она тогда теряет баллы и опускается в рейтинге, поэтому она старается этого всеми силами избежать.

7. Родители других детей, как правило, не понимают, что можно в этой ситуации сделать, школа не предоставляет им никакой информации, поэтому они видят только один выход – выгнать этого ребенка куда подальше, в лучшем случае спихнуть его в параллельный класс. Но для остающихся детей, как это ни удивительно, такой выход может оказаться наихудшим, потому что коллектив, убедившись в том, что он способен выталкивать инородное тело, после этого ищет новую жертву. Кроме того, только профессионалы могут определить, может ли ребенок обучаться в классе с другими детьми или его состояние требует особых условий.

8. Родители проблемного ребенка, как правило, быстро понимают, что у школы «нет методов против Кости Сапрыкина», и занимают позицию «а нас все устраивает» или «сами виноваты». Они не являются на комиссии, не реагируют на звонки администрации и других родителей, не ходят к психологу и не дают свое добро на работу психолога с ребенком.

9. На самом деле, такая ситуация требует тщательной и заинтересованной совместной работы всех участников конфликта – и родителей пострадавших детей, и родителей проблемного ребенка, и психолога, и администрации, и социального педагога, и, возможно, представителей комиссии по делам несовершеннолетних, — но, как правило, одна или несколько сторон саботируют эту работу.

Читайте также:  Генеральная прокуратура РФ адрес для письменных обращений граждан индекс

Все это, а также тот факт, что ситуация повторяется из школы в школу, говорит о том, что в системе есть серьезная системная ошибка, требующая четких алгоритмов решения. Но что можно сделать, пока их нет?

Родителям пострадавших детей – требовать от школы соблюдения закона «Об образовании» в той его части, которая возлагает ответственность за безопасность детей в образовательном учреждении на администрацию школы. Обычно школа вспоминает об этом, когда кто-то из детей попадает в травмпункт, откуда автоматически сигнал о травме в учебное время поступает в полицию, и в школу приходит полиция.

Если ситуация тяжелая, если ребенок представляет реальную угрозу для здоровья и жизни детей и систематически мешает учебному процессу, если родители проблемного ребенка демонстративно игнорируют просьбы родителей и администрации принять участие в решение этой проблемы, родители других детей могут требовать от администрации школы обратиться в органы опеки с информацией о том, что родители ребенка не выполняют свои прямые родительские обязанности – естественно, обосновывая все это описанием эпизодов.

Школа также может настаивать на проведении психолого-педагогической комиссии, освидетельствующей ребенка на предмет его способности к обучению в обычных школьных условиях. Родители могут требовать от школы предоставления этому ребенку тьютора, осуществляющего контроль именно за этим ребенком и прилагающего усилия к его адаптации в классе.

Буллинг довольно распространенная проблема современности. Раньше об этом не говорили, но теперь все изменилось. Буллинг в классе может иметь серьезные последствия и влиять на благополучие всех его участников не только здесь и сейчас, но и в будущем. Вот некоторые из основных последствий буллинга, которые могут возникнуть сразу или проявляться постепенно:

Психологический исход. Травля вызовет у жертвы, подвергающейся систематическому запугиванию развитие проблем с психикой. Ей предстоит познакомиться с тревогой, низкой самооценкой и возможному развитию депрессии, а она на поздних стадиях повышает риск самоубийства. У агрессоров, в свою очередь, возникают поведенческие и эмоциональные проблемы. Поэтому важно предотвращать издевательство на ранних стадиях его проявления, а не ждать, когда ситуация вовсе выйдет из-под контроля и ребенку предстоит «собирать себя по частям».

Академические проблемы. Ребенок , в качестве жертвы буллинга, имеет трудности в учебе из-за стресса и отсутствия концентрации. Это приводит к понижению успеваемости, отсутствию мотивации и недостатку интереса к учебе. И, конечно же, появляется нежелание посещать школу. Зачем ходить туда, где тебя обижают?

Ущемление прав. Буллинг нарушает право каждого человека на безопасность, достоинство и равноправие. Он создает неблагоприятную среду, где происходит насилие и угрозы, и мешает участникам травли полноценно жить и учиться.

Социальные проблемы. Жертвы буллинга испытывают затруднения в установлении и поддержании прочных, здоровых взаимоотношений с другими людьми на протяжении жизни. Это способствует социальной изоляции, проблемам в поведении и развитию низкой социальной компетентности.

Подвергнуться травле в школьные годы не для всех значит пережить ее бесследно. Некоторые дети, столкнувшись с буллингом имеют повышенный риск развития психических проблем, изменение характера и поведения, и проблемы во взаимоотношениях во взрослой жизни. Решение проблемы буллинга требует всестороннего подхода: образование о буллинге, поддержки жертвы на этапах восстановления, обучение эмоциональным и социальным навыкам детей. А также наличие эффективных политик и процедур для предотвращения развития травли, и правильной реакции на случаи буллинга.

Причины и признаки травли в школе

Буллинг, или травля в школе – очень серьезная проблема, с которой пришлось столкнуться, по статистике ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), многим подросткам: среди девочек таких около 23 %, а мальчиков – 27 %. Школьные издевательства оставляют глубокие раны в душе, отбивают желание приходить в класс. Испытывая страх, ребенок может замкнуться в себе.

Различают прямую и косвенную травлю.

  • К прямой относят физические воздействия, ребенка обзывают, показывают угрожающие жесты, толкают, щиплют, разбрасывают и портят личные вещи.
  • Для косвенной характерно применение манипуляций отношениями («не дружи с ним, а то я обижусь»), распространение сплетен, бойкотирование («отойди, не прикасайся ко мне», «мы с тобой больше не играем»).

Относительно новый вид называется сетевой травлей, или кибербуллингом.

Травля ребенка в школе представляет опасность для всего класса. В детском коллективе создается атмосфера, которая отравляет всех, ведь любой может стать следующей жертвой. Необходимо реагировать на первые симптомы буллинга и постоянно вести профилактическую работу.

Что может сделать каждый родитель, чтобы ребенок перестал травить других детей?

  1. Спокойно и обязательно наедине обсудить сложившуюся ситуацию, при этом оставаться на стороне своего ребенка. Важно прямо говорить: «Я хочу тебе помочь, для этого мне важно понять, что и почему происходит».

  2. Помогите ребенку признать агрессию и прожить ее экологично: можно топать, бить подушку, рвать бумагу, кричать. Главное правило — бить и оскорблять другого человека во время этого нельзя.

  3. Не оставляйте ребенка в чувствах. Помогите прожить их, будьте рядом и в доступе. Если ребенок хочет побыть один, дайте ему возможность уйти и вернуться.

  4. Проговорите фрустрацию ребенка: то, что его расстроило и заставило страдать, его «боль». Часто дети становятся зачинщиками травли, потому что сами переживают какое-то травмирующее событие. Сделать больно другому — это их способ справиться со своей проблемой.

  5. Подумайте вместе с ребенком, что он может сделать, чтобы решить проблему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *