Может ли учитель-логопед работать учителем-дефектологом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли учитель-логопед работать учителем-дефектологом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.

Что это значит для образовательной среды?

Во-первых, мы получаем ясное понимание того, каким должен быть такой педагог и каковы у него будут трудовые функции в отношении детей разных возрастных и обучающихся категорий — дошкольников, учеников начальной, средней и старшей школы, дополнительного образования детей.

Во-вторых, образовательные учреждения получают единую программу подготовки таких специалистов в вузах. Требования, совместно разработанные и утвержденные Министерством просвещения и Министерством труда, касаются таких специализаций, как учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог.

Важно, что профстандарт обозначает необходимость того, что базовое образование педагогов-дефектологов/логопедов должно быть педагогическим или психологическим.

Доктор педагогических наук, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МГПУ, член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию Анна Алексеевна Алмазова отметила:

«Профессиональный стандарт педагога-дефектолога – документ, который прошел сложный и долгий путь разработки и согласования (почти 10 лет). В его обсуждении приняли участие многие ученые, дефектологи-практики, представители общественных организаций и родительских ассоциаций.

Главное – документ принят и в нем четко обозначена специфика деятельности специалистов, представляющих разные отрасли дефектологии. При этом ряд трудовых функций, направленных на образование и психолого-педагогическую поддержку некоторых категорий детей с особыми образовательными потребностями, представлен впервые. Это касается, например, обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей раннего возраста и др. Профстандарт подтвердил то, что уже признано всем педагогическим, дефектологическим и родительским сообществами – для этих категорий детей нужны особые специалисты.

Профстандарт – это рамка и для разработки новых программ подготовки дефектологов, значимый ориентир процесса модернизации дефектологического образования, канва для оптимизации программ профессиональной переподготовки».

Новый профессиональный стандарт Минтруда «Педагог-дефектолог» разделил направления деятельности дефектологов и логопедов на 8 разных профилей, для каждого из которых нужна отдельная программа ПП. Это означает, что специалисту, который работает по разным направлениям или меняет профиль деятельности, нужно проходить разное обучение.

В таблице перечислены возможные профили деятельности учителя-дефектолога и необходимые для них направления ПП.

Специфика работы дефектолога

Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.

При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.

Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.

Специфика работы дефектолога

Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.

При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.

Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.

Читайте также:  Со скольки лет можно продавать энергетик

Как стать логопедом-дефектологом, что надо закончить

В соответствии с Единым квалификационным справочником и Проектом профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», должность «логопед-дефектолог» отсутствует, существует «педагог-дефектолог» и «педагог-логопед» («логопед»).

Логопед занимается вопросами коррекции речи, исправляет произношение звуков, формирует связанную речь и правильное речевое дыхание.

Работа педагога-дефектолога направлена на коррекцию психофизических особенностей развития ребенка (в том числе речевых нарушений, вызванных ограниченными возможностями здоровья).

Стать педагогом-дефектологом или логопедом возможно при наличии:

  • высшего дефектологического образования

или

  • высшего образования в любой сфере и профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Пройти профпереподготовку возможно в центрах дополнительного профессионального образования.

Образовательный портал «Эксперт» проводит заочное обучение с применением современных образовательных дистанционных технологий и соответствует общепринятым критериям надёжности учебного центра и является надёжным партнёром:

  • Имеет лицензию на образовательную деятельность.
  • Выдаёт документы установленного государством образца, которые проходят все проверки.
  • Работает со многими крупными известными предприятиями и бюджетными организациями.

Специфика работы дефектолога

Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.

При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.

Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.

Когда нужно обратиться к дефектологу

На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.

Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.

Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.

Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.

Кто такой дефектолог?

Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

  • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
  • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
  • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
  • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.

Требования к работе логопеда

  1. Высшее педагогическое или медицинское образование. Дефектология является одной из специализаций логопедии, поэтому дефектолог может работать логопедом при наличии соответствующего образования.
  2. Знание и понимание основных принципов развития речи и коммуникации у детей и взрослых. Логопед должен иметь представление о патологиях речи и способах их коррекции.
  3. Опыт работы с людьми с нарушениями речи. Логопед должен иметь практические навыки работы с пациентами различного возраста и уровня развития.
  4. Знание методик и техник работы с нарушениями речи. Логопед должен быть знаком с современными методами логопедической коррекции и обладать навыками их применения.
  5. Терпение и понимание. Работа с людьми с нарушениями речи требует от логопеда терпения и умения воспринимать и понимать индивидуальные особенности каждого пациента.
  6. Коммуникабельность и умение установить контакт с пациентом. Логопед должен обладать навыками построения доверительных отношений с пациентами для эффективной работы над коррекцией речи.
  7. Способность к саморазвитию и самообучению. Логопед должен быть готов к постоянному профессиональному росту и изучению новых методик и технологий в области логопедии.
Читайте также:  Документы для оформления материнского капитала через МФЦ

Соблюдение данных требований является важным условием для эффективной работы логопеда и достижения положительных результатов в коррекции речи у пациентов.

Где можно получить профессию дефектолога?

Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.

Учитель-дефектолог:

2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Ведет необходимую документацию.

2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.

2.9. Реализует образовательные программы.

2.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

Особенности работы логопеда

Логопедия затрагивает сферы педагогики, психологии и медицины. Эта наука занимается нарушениями речи, их предупреждением или исправлением с помощью различных методик обучения и воспитания. Многие люди задаются вопросом: логопед – это педагог или врач?

Логопед – это коррекционный педагог, который выявляет и исправляет дефекты речи, возникшие в силу индивидуальных особенностей человека. Если речевые отклонения являются симптомом какого-либо нарушения или заболевания в организме, то это поле деятельности логопеда –дефектолога и врачей.
Работа логопеда во многом схожа с работой педагога в школе. Он должен обладать огромным терпением к своим ученикам. Часто требуется много времени, чтобы достичь ощутимых результатов. Он должен быть эмоционально устойчивым и чутким, деликатным и тактичным. Необходимо его стремление к непрерывному обучению и повышению профессионального уровня.

Трудоустройство логопедов

Трудоустройство у логопедов сложностей не вызывает в силу высокого спроса на этих специалистов.

Где логопед может работать:

детские сады и общеобразовательные школы;

речевые центры (для лечения детей и взрослых со сложными диагнозами и патологиями);

Читайте также:  Как определить сколько киловатт на счетчике

частные логопедические кабинеты.

Уровень зарплаты варьируется и зависит не только от места работы, но и от региона проживания.

На данный момент самая высокая оплата труда логопедов зафиксирована в Магаданской области, Ямало-ненецком автономном округе. Чуть меньше платят в Москве, Санкт- Петербурге. В других регионах – средняя по рынку труда.

Остались вопросы по обучению на логопеда? Чтобы получить профессиональную консультацию, позвоните нам или закажите звонок.

В школах и детских садах очень мало дипломированных дефектологов. В большинстве случаев запись в дипломе -учитель-логопед. Может ли логопед работать дефектологом, если нет записи учителя-дефектолога в дипломе.

Можно ещё раз ответить, чтобы не искать на сайте.?

а пройти по ссылке?

Да, Вы можете работать дефектологом, так как в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, квалификационные требования к должностям учитель-дефектолог и учитель-логопед являются одни ми и теми же. А именно: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Это значит, что Вы соответствуете квалификационным требованиям по обеим этим должностям.

Добрый вечер, Марина!

Нет, не может, если нет высшего образования в области дефектологии. Потому что наличие высшего профессионального образования в области дефектологии является обязательным квалификационным требованием и для учителей-логопедов (логопедов) и для дефектологов. В квалификационных требованиях к указанным должностям прописано:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?

Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.

Деятельность дефектолога: основные этапы

Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.

На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)

После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.

Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.

Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.

Последствия нарушения законодательства

Нарушение законодательства в сфере дефектологии и логопедии может иметь серьезные последствия как для специалистов, так и для пациентов.

Во-первых, дефектолог, работающий в должности логопеда без соответствующего образования и лицензии, нарушает закон и может быть подвержен административной или уголовной ответственности. Это может привести к штрафам, аресту или даже лишению свободы.

Во-вторых, пациенты могут понести негативные последствия от обращения к неквалифицированному специалисту. Некорректное лечение или неправильные методы работы могут усугубить их состояние и затруднить процесс реабилитации. Это может привести к потере времени, денег и надежд пациентов на улучшение своего состояния.

Кроме того, нарушение закона в этой сфере может нанести ущерб репутации профессионального сообщества и доверию общества к дефектологам и логопедам в целом. Это может усложнить процесс работы специалистов и создать дополнительные преграды на пути к достижению целей пациентов.

Все эти последствия подчеркивают важность соблюдения закона и этических принципов в работе специалистов дефектологии и логопедии. Только через соблюдение законодательных норм и стандартов можно обеспечить безопасное и качественное лечение и реабилитацию пациентов, а также защитить права и интересы специалистов в этой области.

Дефектолог или логопед?

Оба специалиста не являются врачами: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. Они обладают умением установить контакт с ребенком, вникнуть в суть его проблем и помочь решить их. А вот характер проблем и методы их устранения отличаются, и в этом состоит разница между дефектологом и логопедом.

Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация.

Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *