Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на кадастровый учет линейных объектов канализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы поставить инженерные сети на кадастровый учет, недостаточно правильно составить заявление и подать его в Росреестр. Застройщик обязан собрать пакет документов, а именно: подготовить техплан на основе проектной документации и акта техприемки, дать подтверждение того, что он является правообладателем объекта недвижимости. Если с заявлением обращается представитель застройщика, то нужно документально подтвердить его полномочия.
Кадастровый учет линейных сооружений
Вопрос о линейных объектах считается одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве России. Обозначение «линейный объект» часто встречается в различных федеральных законах и во множестве российских нормативно-правовых актах, но точного определения среди них нет.
Само понятие складывается из нескольких характеристик:
1. Линейные объекты принято разделять на надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные.
2. Протяженность объекта – длина объекта намного превышает его ширину.
3. Всегда сооружение. Сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему.
4. По назначению их разделяют на:
- транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, троллейбусные линии, линии метро и т. д.);
- электрические сети;
- канализационные и ливневые коллекторы;
- линии связи;
- водоводы и водопроводы;
- газопроводы;
- нефтепроводы;
- водоводы;
- коллекторы;
- каналы;
- мелиоративные канавы.
Отсутствие единого унифицированного определения «линейный объект», порождает целый ряд правовых и технологических проблем, что затрудняет проведение кадастровых работ по учету линейных объектов, требуя помимо кадастровых актов соблюдения положений Градостроительного, Земельного и Гражданского кодексов.
Стоимость и сроки работ
Этапы работ | Стоимость, руб. | Сроки, дни |
---|---|---|
Топографическая съёмка | 15 000 | 30 |
Исполнительный чертёж линейного сооружения | 10 000 | |
Технический план | 10 000 | |
Постановка на кадастровый учёт и регистрации права | 20 000 | |
Итого | 55 000 |
Какие нужны документы
Вам будет нужен проект, разрешение на ввод в эксплуатацию, также технический паспорт в том случае, если его изготавливали до 2013 г. Существуют объекты, для которых разрешение на ввод в эксплуатацию является обязательным документом, без которого нельзя подготовить технический план.
Что делать в том случае, если документ отсутствует? В качестве основания для выполнения технического плана используют декларацию. Тем не менее, нужно учитывать некоторые нюансы. К примеру, для зарегистрированного ОКС декларацию должен оформлять обладатель объекта. Но если все-таки объект только что соорудили и его не поставили на кадастровый учёт, составлением декларации должен заниматься владелец земельного участка. В документах нужно указать, по какой причине отсутствует проект, разрешение на ввод. Также в качестве подтверждающих документов используют:
- Заключение проектной организации, которая подтверждает, что данное сооружение является лишь вспомогательным объектом.
- Справки, которые выдали органы муниципальной власти, которые дадут разрешение на строительство, также ввод в эксплуатацию.
Постановка линейных объектов на кадастровый учет
В процессе кадастровых работ могут одновременно выполняться измерения как одного, так нескольких участков. При этом земельные участки могут быть одного типа (например, вновь образуемые) или разных типов (например, одновременно образуется два участка, и уточняются границы смежных участков). В соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, допускается включать в один отчет сведения о нескольких участках. В тоже время, зачастую возникают ситуации, когда необходимо информацию об однотипных земельных участках поместить в несколько отчетов. Например, получить отдельный межевой план на каждый из вновь образованных участков в садовом товариществе.
Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.
Виды кадастровых работ в отношении земельных участков
После выполнения всех работ и внесения в реестры всех необходимых данных у гражданина, который инициировал кадастровые работы в отношении земельных участков, появляется возможность оформить на себя право владения.
В паспорте должна присутствовать такая информация:
- схема-чертеж участка;
- кадастровый номер надела;
- точная площадь земли;
- адрес участка;
- категория земли, разрешенные виды использования;
- цена после кадастровой оценки;
- дата постановления участка на кадастровый учет;
- соответствие расположения границ с нормами законодательства.
После выдачи кадастрового паспорта владелец земли также получает выписку с такими данными:
- какие существуют обременения на земельном участке или его частях;
- указание точных координат границ участка (поворотных точек);
- точное местоположение линий границ.
Такой паспорт должен отвечать всем критериям, которые на его счет прописаны в законодательстве. Если в этом документе недостаточно необходимой информации, то в регистрации прав собственности может быть отказано.
Если было обнаружено, что в госкадастр внесены неверные данные, то они подлежат уничтожению, после чего проводятся кадастровые работы для получения правдивой информации об участке земли.
В перечень кадастровых работ включаются такие виды деятельности:
- установление всех собственников определенного земельного участка;
- оформление схем размещения надела;
- согласование и исполнение работ по кадастровой или контурной съемке;
- описание контуров надела;
- обоснование с юридической точки зрения права на возникновение новых участков земли;
- уточнение границ участка;
- проведение уточнения координат границ надела;
- межевание и формирование плана межевания.
Если все работы проведены, за земельным участком может быть закреплен кадастровый номер, который записывается в паспорт.
В законе нет всеобъемлющего определения линейного объекта, хотя термин присутствует во множестве документов. В нормативных актах перечисляются конкретные виды сооружений.
В Градостроительном комплексе это автомобильные и железные дороги (полотно), трубопроводы, объекты сетевого хозяйства и т.д.
Водный кодекс РФ считает мосты, подводные переходы и трубопроводы, каналы, подводные кабельные линии соответствующими признакам такого объекта.
Закон РФ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам все виды дорог и линий коммуникации большой и средней протяжённости.
Частью линейного объекта могут быть здания, сооружения, смотровые площадки, мачты, необходимые для технического обслуживания.
В юридической литературе приводят следующие признаки линейного объекта:
- Искусственное сооружение;
- Большая протяжённость;
- Неотделимость от земельного участка для выполнения основной функции.
Инженерные сети могут считаться линейным объектом или функциональной частью многоквартирного дома, нежилого здания или промпредприятия.
Линейный объект рассматривается как подвид объекта капитального строительства. От точности описания и определения зависит, будут на него ли распространяться положения ГрК РФ и/или других законов.
Например, грунтовая или щебеночная дорога не будет считаться объектом капитального строительства, так как не образует единого целого с земельным участком. Но должна отвечать требованиям дорожного законодательства в процессе эксплуатации. Для такого объекта недвижимости, как дорога без твёрдого покрытия местного значения, право собственности не оформляется.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Стоимость и сроки работ
Этапы работ | Стоимость, руб. | Сроки, дни |
---|---|---|
Топографическая съёмка | 15 000 | 30 |
Исполнительный чертёж линейного сооружения | 10 000 | |
Технический план | 10 000 | |
Постановка на кадастровый учёт и регистрации права | 20 000 | |
Итого | 55 000 |
Комплексные кадастровые работы с 23 марта 2021 года – что нового
Категории земель: установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель по ФЗ от 29 июля г. Судебно-арбитражная практика. Порядок и документы для перевода земельных участков в земли населённых пунктов и другие категории земель. Порядок установления различных зон с особыми условиями использования территорий. Классификатор видов разрешённого использования земельных участков.
Новые формы технического плана и декларации об объекте недвижимости с г. Технические планы, разрешения на ввод в эксплуатацию и декларации об объектах недвижимости как документы-основания кадастрового учёта. Временный характер кадастровых сведений и его прекращение. Ранее учтённые объекты. Аренда, сервитут и иные права на землю по обновлённому законодательству, с г. Новые основания для аренды земли земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Закон предусматривает возможность размещения линейных объектов (линий электропередач, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и др. подобных сооружений) на условиях публичного сервитута. Документ направлен на упрощение создания и регистрации прав на такие объекты недвижимости, в том числе устанавливает единый порядок оформления земельных участков для размещения линейных объектов. В частности, предусматривается возможность строительства объекта без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Такой порядок позволит сократить сроки ввода в эксплуатацию линейных объектов.
1 сентября 2021 года вступает в силу федеральный закон от 03.08.2021 N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
Также документ расширяет область применения публичного сервитута. В настоящее время сервитут может применяться только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно.
Прежде сведения в Кадастр могли заноситься и без надлежащего подтверждения, что позволяло ставить на учет объекты, не соответствующие описанию. В 2021 году возможность внесения в Кадастр неактуальных данных практически исключена.
Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех машино-мест в таких здании, сооружении в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных машино-мест.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также по желанию правообладателя несколько недвижимых вещей и непосредственно связанные с ними движимые вещи, объединенные по признаку целевого, функционального или технологического использования, могут быть зарегистрированы в качестве единого комплекса недвижимого имущества, что сложно.
Надо отметить, что межевой план линейных объектов составляется на многоконтурный земельный участок, то есть это множество замкнутых контуров, не имеющих общих точек соприкосновения, объединенных одним владельцем и назначением земельных участков. Кроме того, в межевой план должны быть включены сведения о местоположении границ частей многоконтурного земельного участка, занятого опорами линии электропередач.
Проектирование: основные этапы
Линейный объект — это с ооружение обычно не только масштабное, но и значимое. Поэтому к составлению его проекта следует подходить со всей ответственностью. Начинают разработку этого документа чаще всего с обоснования технической и экономической (ТЭО) необходимости строительства. Степень проработки материалов и их объем в каждом конкретном случае определяются инструкциями и зависят от характеристик и назначения будуще й трассы .
После разработки ТЭО, перед строительством объекта, отраслевыми управлениями министерств должны быть проведены все необходимые экспертизы. В случае соответствия положений ТЭО предусмотренным нормативам и инструкциям документ утверждается в определенном законом порядке.
На следующем этапе подрядчик должен получить от заказчика подробное задание на проектирование линейного объекта. Составляется этот документ, конечно же, с учетом технико-экономических показателей, принятых в ТЭО.
Строительство линейных объектов
Какие объекты являются линейными
Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов, к примеру:
- в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- в пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – закон № 115-ФЗ) к линейным объектам относятся подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
- в силу пп. 10 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…» (далее – закон № 224-ФЗ) линейными объектами являются подводные и подземные технические сооружения, переходы, сооружения связи, линии связи и коммуникации;
- пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановка линейного объекта на кадастровый учет
В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты далее — земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений. В соответствии с ч.
Постановка на учет всех земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, относящихся к одному линейному объекту и находящихся в одном кадастровом квартале муниципальном образовании, населенном пункте , осуществляется одновременно в срок, установленный законом о кадастре недвижимости. По решению Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации может приниматься одно Описание в отношении земельных участков, находящихся в одном муниципальном образовании населенном пункте при условии соблюдения сроков проведения государственного кадастрового учета.
На Схеме границ земельного участка обратная сторона Акта согласования местоположения границ допускается отражать несколько земельных участков в случае, если они являются смежными не более чем с одним земельным участком. Заявление и Описание помещаются в кадастровое дело земельного участка с наименьшим кадастровым номером, в кадастровых делах остальных земельных участков делается ссылка на место хранения документов.
Нажимая кнопку Отправить , я даю свое согласие на обработку моих персональных данных. В зависимости от специфики объекта, при решении кадастровых вопросов потребуется знакомство с Кодексами РФ Градостроительным, Земельным, Лесным, Водным или Гражданским часть первая , с Федеральными законами и подзаконными актами, с Правилами и Приказами, ведомственными нормативными актами, а также различными СНиПами. Проблема в том, что в этих документах даются в основном списки-перечисления разновидностей таких объектов, коих великое множество. Неисполнение этой обязанности не только лишает возможности полноценно распоряжаться объектом, но и чревато административной и даже уголовной ответственностью. Разобраться в хитросплетениях актуального законодательства, регламентирующего постановку на кадастр линейных объектов, избежать этого процесса ответственному владельцу не удастся. Если непосредственные виновники ЧП просто не знали, что копать, например, в этом месте небезопасно — отвечать будет владелец кабеля или газовой трубы, поскольку вовремя и по всем правилам закона не зарегистрировал ни линейный объект, ни охранную зону к нему. Единого же, общего — четкого и юридически корректного — определения, описывающего все признаки и характеристики, типы и виды линейных объектов до сих пор нет. Именно — вещи! Для учета сооружений линейных и им подобных , расположенных на территории более чем одного кадастрового округа, разработаны специальные правила подготовки Технического плана. Технический план включает как общее описание объекта, так и отдельные описания каждой его условной части, расположенной в границах того или иного кадастрового округа.
При необходимости могут быть оформлены дополнительные листы Чертежа, включающие изображение в более крупном масштабе отдельных земельных участков если на основном листе Чертежа не обеспечивается читаемость изображения — невозможно отразить точки и их обозначение и т.
Какие преимущества дает государственный кадастровый учет линейного объекта?
Государственный кадастровый учет линейного объекта предоставляет ряд преимуществ, которые помогают в эффективном управлении и контроле за использованием таких объектов.
Во-первых, государственный кадастровый учет обеспечивает прозрачность и достоверность информации о линейных объектах. Данные о таких объектах регистрируются и хранятся в единой государственной базе данных, что позволяет предоставлять актуальную информацию о них пользователям. Это способствует улучшению принятия решений и позволяет избежать возможных конфликтов при использовании линейных объектов.
Во-вторых, государственный кадастровый учет позволяет установить правовой статус линейного объекта. Благодаря этому, возникающие споры и конфликты могут быть разрешены на основе официальной информации о правах на объект. Это обеспечивает защиту прав собственников и пользователей линейных объектов, а также облегчает процедуры сделок с ними.
В-третьих, государственный кадастровый учет помогает в планировании и развитии территорий. Анализ данных о линейных объектах позволяет определить их влияние на окружающую среду, социальную инфраструктуру и другие аспекты развития. Это позволяет принимать обоснованные решения о распределении ресурсов и планировании будущих проектов.
Таким образом, государственный кадастровый учет линейных объектов является необходимым инструментом для эффективного управления и контроля за использованием таких объектов. Он обеспечивает прозрачность, защиту прав собственников и пользователей, а также способствует планированию и развитию территорий.
Документы для кадастрового учета
Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.
Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В НЕСКОЛЬКИХ КАДАСТРОВЫХ ОКРУГАХ
4 присваивается в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0». Его границы совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский». Присвоение кадастрового номера линейному сооружению осуществляется на основании решения об осуществлении кадастрового учета. Кадастровый номер линейного сооружения состоит из учетного номера кадастрового квартала «0:0:0», разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости кадастрового округа «Общероссийский». Идентификация условных частей линейного сооружения в реестрах объектов недвижимости кадастровых округов, на территории которых такое линейное сооружение расположено, осуществляется по его кадастровому номеру, присвоенному уполномоченным органом кадастрового учета. Важно также отметить, что в случае запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о линейном сооружении кадастровую выписку и кадастровый паспорт формируют следующим образом. Во-первых, общие сведения формируются в отношении всего линейного сооружения. К общим сведениям относят: 1) кадастровый номер, адрес линейного сооружения или в случае его отсутствия описание местоположения линейного сооружения с указанием наименований субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, на территории которых располагается такой объект; 2) назначение сооружения; 3) тип и значение основной характеристики — протяженности в метрах с округлением до 1 метра; 4) количество этажей (при наличии); 5) год ввода сооружения в эксплуатацию (годе завершения строительства сооружения). Во-вторых, все остальные разделы кадастрового паспорта или кадастровой выписки о линейном сооружении должны представлять собой совокупность разделов, сформированных в отношении каждой условной части В-третьих, в графе «Особые отметки» кадастровой выписки о линейном сооружении дополнительно указываются сведения о системах координат, применяемых при ведении государственного кадастра недвижимости на территории соответствующих кадастровых округов [1]. Таким образом, проведение государственного кадастрового учета линейных объектов, расположенных в нескольких кадастровых округах, осуществляется на основе их деления на условные части с последующим описанием характеристик. Данный учет позволяет облегчить градостроительные и земельно-имущественные отношения, касающиеся протяженных линейных сооружений. Литература 1. Письмо Минэкономразвития России от N ПК/Д23и «О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)» 2. Калюкина Н.В. проект «Особенности кадастровой деятельности в отношении линейных объектов.» 3. Колесников Н.В., Рыбас М.С., Тихонова К.В Понятия постоянного и временного отвода в общих схемах земельно-кадастровых работ, связанных со строительством и реконструкцией линейных объектов, году // Экономика и экология территориальных образований 2. — Ростов-на-Дону, 2014.
Вопросы собственности
Правовое оформление линейного объекта остается спорным и сложным с точки зрения законодательства — как земельного, так и градостроительного. Ряд таких объектов требует полного владения участком под ними (к примеру, дороги, некоторые трубопроводы с высоким давлением и т. д.), другие не исключают использование данного участка по целевому назначению. Так, к примеру, подземные кабели вполне могут находиться под чьим-то землевладением. В таком случае владелец этой собственности может иметь некоторые неудобства при пользовании или сталкиваться с ограничениями.
В случае если под планируемый линейный объект требуется земельный участок, находящийся в частной собственности, на этот участок устанавливается т.н. публичный сервитут (право пользования чужой земельной собственностью в ограниченных рамках). Если сервитут приводит к полной невозможности использования частной территории, то ее собственник вправе требовать компенсационных выплат. Причем они могут быть получены как через органы местного самоуправления, так и от лица организации либо лица, в пользу которого этот сервитут был сделан.