Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Случаи банкротства государства. Государственное банкротство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.
Положения законодательства
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Последствия и ответственность
К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.
Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Роль экономической политики в предотвращении банкротства
Экономическая политика играет ключевую роль в предотвращении банкротства государства. Четкая и эффективная экономическая политика может способствовать стабильному развитию экономики, укреплению финансовой системы и предотвращению финансового краха государства.
Одним из основных инструментов экономической политики является фискальная политика. Государство может контролировать свои финансы, регулируя уровень налогов, расходов и долгов. Рациональное распределение государственных доходов и расходов может помочь укрепить бюджет и избежать зависимости от заемных средств.
Монетарная политика также имеет огромное значение в предотвращении банкротства. Центральный банк может регулировать уровень инфляции и процентных ставок, что позволяет управлять денежной массой и стимулировать экономическое развитие. Эффективные меры по контролю за денежной политикой помогут избежать гиперинфляции и других неблагоприятных экономических явлений, которые могут привести к банкротству.
Механизмы финансового краха государств
Одним из ключевых механизмов финансового краха государств является неправильное управление государственными финансами. Недостаток контроля над расходами, коррупция, непродуманные экономические реформы и нарушение бюджетной дисциплины могут привести к непомерному увеличению государственного долга и неспособности погасить его.
Вторым механизмом финансового краха государств является отсутствие финансовой устойчивости и резервов. Недостаточно прочных механизмов стабилизации, неправильное управление валютными резервами и недостаток жидкости в экономике могут привести к панике на рынке и дальнейшему распаду финансовой и экономической системы государства.
Третьим механизмом финансового краха государств является международное влияние и взаимосвязь экономик. Если государство зависит от экспорта определенных товаров или услуг, то экономический спад на мировом рынке или снижение спроса на эти товары может оказать губительное влияние на финансовое положение государства.
Еще одним механизмом финансового краха государств является зачастую неправильное использование заемных средств. Если государство берет кредиты на неэффективные проекты или непродуктивные инвестиции, то риск превышения государственного долга и невозможности его погашения значительно возрастает.
Важно отметить, что финансовый крах государства имеет серьезные последствия для его экономики и населения. Он может привести к инфляции, дефолту, падению уровня жизни, массовой безработице и социальной нестабильности. Поэтому предотвращение финансового краха государств является ключевой задачей государственных органов, экономических экспертов и международных финансовых институтов.
Таким образом, процедура банкротства (несостоятельности) представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Он может быть упрощенным или полным .
На время рассмотрения судом дела о несостоятельности юридическое или физическое лицо освобождается от уплаты кредиторской задолженности, а также процентов, пени и неустоек.
Однако , признание арбитражным судом субъекта несостоятельным, не освобождает его от полной уплаты долга. Процедура лишь позволяет должнику выплатить свои обязательства кредиторам несколько другим способом.
Банкротство может быть фиктивным, то есть спланированным, с целью незаконного присвоения активов или получения отсрочки по уплате долгов. В этом случае оно является преступлением.
Закон предусматривает при таком варианте административную и уголовную ответственность . Для того чтобы снизить риски, возникающие при инициации дела о банкротстве рекомендуется провести предварительную подготовку , которая поможет полностью оценить сложившуюся ситуацию.
Эксперты рекомендуют юридическим и физическим лицам инициировать процедуру банкротства только в самом крайнем случае , когда решить финансовые вопросы другим способом просто не представляется возможным.
Банкротство государства: причины, последствия и решения
Банкротство государства — это катастрофическое финансовое состояние, при котором правительство не способно выполнять свои обязательства перед населением и кредиторами. Это может произойти по многим причинам, включая экономические неурядицы, политическую нестабильность и неправильное управление государственными финансами.
Последствия банкротства государства могут быть катастрофическими. Общество становится нестабильным и неспокойным, уровень жизни падает, безработица растет, возникают социальные протесты и чрезвычайные меры правительства. Кредиторы вынуждены отказаться от своих требований или потерять большую часть своих инвестиций.
Однако существуют решения для предотвращения банкротства государства. Это может включать повышение налогов, сокращение расходов, привлечение инвестиций из-за рубежа, строгий контроль над государственными финансами и диверсификацию экономик.
- Повышение налогов и сокращение расходов. Правительство может попытаться повысить налоги или сократить расходы на социальные программы и государственные услуги, чтобы уменьшить свой дефицит и балансировать свои бюджеты.
- Привлечение инвестиций из-за рубежа. Правительство может попытаться привлечь инвестиции из-за рубежа, чтобы увеличить свой капитал и укрепить свои финансы.
- Строгий контроль над государственными финансами. Правительство должно вести строгий контроль над своими финансами и балансировать свои бюджеты, чтобы избежать дефицитов и долговых кризисов.
- Диверсификация экономик. Правительство может попытаться разнообразить свою экономику, чтобы уменьшить зависимость от конкретной отрасли и увеличить свой импортозамещающий потенциал.
Банкротство – что это
Также под банкротством подразумевают судебную процедуру через которую проходит должник, в ходе которой определяется его финансовое состояние, круг лиц, перед которыми необходимо погасить задолженность, возможность погашения долга имеющимися средствами и последующее за этим списание всех долгов.
Банкротом принято называть конкретного человека или организацию, которая прошла через судебные процедуры и законом признана несостоятельной.
Термин «банкротство» произошел от итальянского banca rotta («сломанная скамья»). В давние времена на Апеннинском полуострове ростовщики совершали свои сделки на специальных скамьях, которые и называли банками. Если ростовщик разорялся, он ломал скамью, сигнализируя о прекращении своей деятельности из-за неспособности платить по долгам.
Примерно тот же смысл вкладывается и в современное понятие. Банкротство – это невозможность оплачивать долги и удовлетворять финансовые требования кредиторов, а также вносить обязательные (например, налоговые) платежи. При этом долги должны тянуться не менее, чем 3 месяца, а у физлиц сумма задолженности должна превышать 500 000 рублей. Признать человека или фирму несостоятельным (банкротом) может только арбитражный суд после соблюдения строго определенной процедуры, о которой пойдет речь ниже.
Порядок банкротства, его правила и все существенные детали описаны в федеральном законе №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002 с последующими многочисленными изменениями. Например, признавать несостоятельными физлиц стало возможным только с конца 2015 года.
Государство четко описало в законодательстве процедуру банкротства физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодня регулируются все варианты признания финансовой несостоятельности. Основополагающим началом считается участие в системе признания банкротства арбитражных судов, без них ни один гражданин, ни одна организация не могут освободиться от долгов.
Несмотря на четкие процедуры и алгоритмы, система банкротства в РФ в значительной степени действует в интересах лиц, пытающихся избежать уплаты долгов. В результате, в нашей стране возвращает свои средства в 15 раз меньше кредиторов, чем, например, в Европе. В результате законодатель идет по пути постепенного сокращения сроков процедуры банкротства, и возможно, в недалеком будущем мы увидим существенное упрощение и удешевление алгоритма признания финансовой несостоятельности.
Личное имущество, на которое кредиторы претендовать не могут
В случае привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности они отвечают по долгам своим имуществом. В отношении физических лиц существует перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Из значимого имущества можно выделить следующее:
- жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением имущества, которое находится в ипотеке). Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ, недавно озвученной в постановлении от 26.04.2021 № 15-П, суд может признать правомерным обращение взыскания на единственное жилье в зависимости от обстоятельств дела;
- земельные участки, на которых расположено указанное выше жилое помещение (за исключением имущества, которое находится в ипотеке);
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество.
Как видно, перечень такого имущества очень краткий. Что же можно посоветовать в такой ситуации?
- Не совершать необдуманных действий по продаже имущества родственникам и друзьям.
- Не дарить имущество маме и папе.
- При наличии имущества, нажитого в браке, провести его раздел в соответствии с семейным законодательством, согласно которому половина имущества принадлежит супругу независимо от размера доходов супруга, и при разделе имущества суд вправе учесть интересы несовершеннолетних детей, увеличив долю супруга, с которым остаются дети при расторжении брака.
Мораторий на требования кредиторов
Независимо от того, какой этап банкротства утвердит суд, и от того, что решит собрание кредиторов, объявляется мораторий на требования с их стороны. Это означает, что:
На сумму долга перестают начисляться штрафы, пени, а также применяться любые другие финансовые санкции
Кредиторы не имеют права требовать с должника какие бы то ни было средства вне рамок открытого дела о банкротстве. А также предъявлять иные иски о взыскании долга. Если таковые были открыты ранее – их закроют.
Мораторий объявляется только при стандартной процедуре банкротства. Упрощенный сценарий его не предполагает. Цель моратория – дать банкроту передышку от «финансового пресса». Если должник мобилизует все свои ресурсы и начинает погашать основную часть долга, это служит дополнительным доводом в пользу принятия решения о санации и реструктуризации. То есть, увеличивает шансы сохранить компанию.
Если же полное банкротство неизбежно, мораторий становится, по сути, бессрочным. Ведь после реализации активов, непогашенные долги будут списаны. И больше ни один из прежних кредиторов не будет иметь возможности возобновить свои долговые требования. С банкрота нельзя требовать ничего, кроме долгов, которые не списываются ни с кого и никогда. Вроде алиментов.
Экономические последствия банкротства страны
Банкротство страны имеет серьезные экономические последствия, которые могут оказывать негативное влияние на жизнь ее граждан и всю мировую экономику. Рассмотрим основные последствия банкротства страны:
1. Падение кредитного рейтинга: Банкротство страны приводит к понижению ее кредитного рейтинга, что делает заемные средства более дорогими и затрудняет привлечение новых инвестиций.
2. Высокий уровень инфляции: Банкротство страны может вызвать высокую инфляцию, так как государство может начать печатать больше денег для покрытия своих долгов. Это приводит к росту цен на товары и услуги, что негативно сказывается на жизненном уровне населения.
3. Увеличение безработицы: Банкротство страны может стать причиной роста безработицы, так как правительство может быть вынуждено сократить расходы на социальные программы и государственные службы.
4. Снижение объема внешней торговли: Банкротство страны может привести к снижению объема ее экспорта и импорта, так как другие страны могут быть не готовы вести торговлю с неблагополучным государством.
5. Ущемление прав граждан: Банкротство страны может приводить к усилению правительственного контроля и ограничению гражданских свобод, так как правительство может принимать экстремальные меры для выхода из финансового кризиса.
6. Угроза финансового кризиса в мире: Банкротство крупной страны может вызвать финансовый кризис в мировой экономике, так как может существовать риск невозврата долгов другими странами или банками.
В целом, банкротство страны имеет множество негативных экономических последствий, которые оказывают серьезное влияние на жизнь и благосостояние ее граждан, а также вызывают риски для всей мировой экономики.
государственное банкротство
дефолт
полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; наиболее яркая форма проявления кризиса государственных финансов.
* * *
(англ. state bankruptcy) — форма проявления кризиса гос-ных финансов, состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги (как внешние, так и внутренние) или проценты по ним в полном объеме или частично вообще либо на определенное время.
Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.
Отличие Г.б. от банкротства организации или гражданина состоит, в частности, в том, что в первом случае не могут быть применены в силу закона правовые механизмы и последствия, которые предусмотрены законодательством для процедур банкротства организаций и частных лиц. При Г.б., выразившемся в неспособности государства платить по внешним долгам, применяются нормы международного права. Так, иностранные государства-кредиторы могут при помощи репрессивных мер принудить государство-банкрота к подчинению иностранному гос-ному контролю.
В средние века, когда не было четкой грани между долгами монарха и долгами государства, Г.б. объявлялось весьма часто и являлось ничем иным, как банкротством монарха, защищенным от судебного преследования его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов — армией. Многие государства до конца XVIII — начала XIX в. (напр., Франция, Испания, Австрия и др.) находились в состоянии хронического банкротства. Для оправдания и мотивации банкротства ссылались или на фактическую невозможность платежа, или на мотивы религиозного либо морального свойства. Примером частичного Г.б. в новейшей истории является отказ РФ от платежей иностранным кредиторам в 1998 г. См. также Дефолт.