Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок полезного использования автомобиля легкового в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для машин с объемом двигателя более 3,5 л срок полезной работы составляет до 10 лет включительно (коды амортизации – 15 3410130–15 3410141). Для остальных автомобилей – срок от 3 до 5 лет включительно (код – 15 3410010).
Сроки полезного использования ТС при расчете амортизации
Полезное использование грузовых автомобилей осуществляется в соответствии со следующими временными периодами.
Срок полезного использования (код ОКОФ):
- Автомобильный транспорт, грузоподъемностью до 0,5 т — От трех до пяти лет включительно (код 15 3410191
- Автомобили грузоподъемностью 0,5–5 т включительно — От пяти до семи лет включительно (код 15 3410020)
- Автомобили грузоподъемностью свыше 5 т — От семи и до десяти лет включительно (коды 15 3410195–15 3410197)
- Автомобили-тягачи седельные — От семи и до десяти лет включительно (коды 15 3410210–15 3410216)
Владельцы автотранспортных средств имеют возможность частичного маневра выбираемыми нормами амортизации. Это позволяет ускоренно списать расходы на приобретение техники и обновить парк.
Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования
Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.
Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.
Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
-
Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%. - Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования. Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
-
Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
- третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
- четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
- пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.
Как определить амортизационную группу легкового автомобиля? Срок полезного использования и расчет
Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2023 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.
- Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
- Предприятие приобрело два джипа:
- Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
- Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.
Сделать подсчеты и определить АГ легкового транспортного средства может как сам собственник, так бухгалтерия. Для этого потребуется точные данные по техническим характеристикам автомобиля. Также важно точно знать массу авто и год выпуска автомобиля. Эти данные можно посмотреть в документах на ТС.
Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства
Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.
Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.
Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.
От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.
Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто
Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.
Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:
- в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
- в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Какие объекты не подлежат амортизации
К объектам, не подлежащим амортизации, относят земельные участки, а также другие виды природопользования. Например, вода, недра и другие виды полезных ископаемых. Кроме того, амортизации не подлежат материально-производственные запасы, продукция, незавершенные объекты капстроительства, ценные бумаги. Также амортизации не подлежат следующие виды имущества:
- приобретенное на бюджетные средства целевого назначения;
- относящееся к внешнему благоустройству (например, объекты лесного и дорожного хозяйства, для возведения которых привлекались средства бюджетного и аналогичного финансирования);
- продуктивный скот (буйволы, волы, олени и др. виды диких животных, за исключением рабочего скота);
- изданий (книги, брошюры);
- основной капитал;
- права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты данной собственности (если в соответствии с соглашением оплата осуществляется регулярными платежами в течение срока действия договора).
Как определить срок полезного использования
Срок полезного использования НМА устанавливает компания сама исходя из того, сколько НМА будет использоваться и приносить доход. Что касается ОС, то в бухучете компания также сама вправе устанавливать срок полезного использования, однако данный срок следует согласовывать с утвержденными нормами и классификаторами. Для того, чтобы определить срок полезного использования ОС можно обратиться к Классификатору ОС по амортизационным группам (утв. Постановлением Правительства №1).
Важно! Когда ОС относится сразу к нескольким амортизационным группам, то выбрать срок можно исходя из диапазона групп, к котором объект относится и его планируемого срока эксплуатации.
Так, определившись со сроком полезного использования ОС, можно будет рассчитать размер ежемесячной амортизации. Если требуется определить сумму амортизации за определенный период и на конкретную дату, например, на 1 января 2023 года, то в первую очередь необходимо определить дату ввода ОС в эксплуатацию, а после этого рассчитать, сколько ежемесячных сумм амортизационных отчислений за это время произведено. Сделать это можно умножив сумму амортизации за месяц на число месяцев.
К первой амортизационной группе относят недолговечные активы, изнашиваемые в течение срока от 1 года и 1 месяца до 2-х лет включительно. В основном, это виды имущества категории «Машины и оборудование» (ОКОФ 330.28 и 330.32), объединяющей инструмент и оборудование для различных сфер производства, СПИ которых не превышает 2-х лет.
Выбираем способ амортизации
Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
- 310.29.10.51 — Автокраны
- 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
- 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
- 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие
Амортизационные группы
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автокатафалки |
Пятая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно | автомобили-тягачи седельные |
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.
К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина “Автомобили легковые высшего класса” и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 “О классификации автотранспортных средств”. В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F (“люкс”, “представительский класс”):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) (“бизнес-класс”). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) (“люкс”, “представительский класс”). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
Особенности налогообложения
1) По основным средствам, относящимся к 3 – 7 амортизационным группам может применяться амортизационная премия в размере не более 30% (п. 9 ст. 258 НК РФ).
2) По основным средствам 3 – 10 амортизационных групп (за исключением относящихся к 8 – 10 амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств) может применяться инвестиционный налоговый вычет (п. 2, п. 4 ст. 286.1. НК РФ).
3) Налогоплательщики вправе применять повышенный коэффициент амортизации 2 (для налога на прибыль организаций) в отношении амортизируемых основных средств, включенных в 1 – 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пп. 6 п. 1 статьи 259.3 НК РФ, участники специальных инвестиционных контрактов).
Какой использовать классификатор
Принципы группировки объектов в новом и старом ОКОФ различаются. Новый ОКОФ ориентирован на производственную сферу, поэтому основные средства, предназначенные для бытовых нужд, в нем отсутствуют. Если определить объект в новом классификаторе основных фондов не представляется возможным, необходимо использовать подход, который применялся в ранее действовавшей классификации.Регулятор мощности – узел позволяет увеличить мощность бензогенератора или уменьшить ее при необходимости. В инверторных моделях регулятор мощности отсутствует.
В налоговом учете ваш генератор не амортизируется, списывается сумма на расходы, без вариантов. В бухгалтерском подлежит учету в составе основных средств. Равные сроки никак не получаться.
Проводя поиск по точному названию основного средства, указанному в документах поставщика, редко сразу удается достичь результата. Поиск следует вести по ключевым словам.