Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли военнослужащего перевести на равнозначную должность без его согласия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перевод военнослужащего по семейным обстоятельствам к новому месту военной службы производится в тех же случаях, что указаны выше как осуществляемые по личной просьбе для проходящих военную службу по контракту. Разумеется, за исключением основания неподходящего климата для его собственного здоровья.
Срок военной службы в таких местностях с установленным сроком военной службы и перечни этих местностей определяются Правительством РФ.
Приказ Генпрокуратуры России от 22.12.2016 № 813 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении плановой замены военнослужащих органов военной прокуратуры»;
Приказ Министра обороны РФ от 22 сентября 2014 г. № 696 «Об утверждении Порядка организации и проведения плановой замены военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту»;
Приказ МЧС РФ от 8 ноября 2000 г. № 552 (ред.
от 06.04.2012) «Об утверждении Руководства по организации и проведению плановой замены офицеров, прапорщиков (мичманов), проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями»
Порядок организации и проведения плановой замены военнослужащих устанавливается:
руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов,
в которых предусмотрена военная служба.
Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности
В соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями — при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);
б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);
г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания “снижение в должности” или “снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность”, а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания “предупреждение о неполном служебном соответствии” прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
В настоящей статье автор попытается раскрыть вопросы, связанные с правовым регулированием назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на низшие должности по наиболее сложным основаниям, а именно: в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (далее – по состоянию здоровья).
Необходимо отметить, что воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы 1 .
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть назначен на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия). При этом воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Как быть военнослужащему, который не желает проходить военную службу ни на равной, ни на высшей воинской должности? Может ли в таком случае командование части назначить военнослужащего на низшую должность, перевести к новому месту службы в порядке, предусмотренном ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, или вообще уволить с военной службы?
Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «организационно-штатные мероприятия» 2 . Из всей массы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы, только Положение о порядке прохождения военной службы в ст. 34 содержит перечень мероприятий, которые можно отнести к организационно-штатным.
Так, п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы к организационно-штатным мероприятиям, в частности, относит: сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций; снижение воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо изменение военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности); сокращение воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая воинская должность (должность) не подлежит сокращению. Сложность применения понятия «организационно-штатные мероприятия» заключается в том, что ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы регулирует вопросы, связанные с увольнением с военной службы.
В соответствии с нормами Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, назначается с его согласия на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности его назначения на равную или высшую должность. В противном случае (отсутствие согласия военнослужащего с назначением на низшую должность) он увольняется с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. “а” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Назначение на низшую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями только с согласия военнослужащего соответствует ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласно которой государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности 3 .
На практике возникают ситуации, когда военнослужащие по определенным причинам не желают увольняться с военной службы (например, отсутствие у военнослужащего десятилетней календарной выслуги лет, дающей право на гарантии в сфере жилищного обеспечения 4 ). Как быть военнослужащему? Зачислять я в распоряжение соответствующего командира (начальника) 5 или переводиться к новому месту службы?
Статья 15 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает основания перевода военнослужащих к новому месту службы. Подпункт «е» п. 1 указанной статьи среди прочих оснований предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы 6 из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Порядок же перевода военнослужащих к новому месту службы указанная статья не определяет. Здесь же необходимо отметить, что приказы Министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 11 декабря 2004 г. № 410 и “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации” от 30 сентября 2002 г. № 350 также не содержат правового механизма перевода военнослужащих к новому месту службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Рапорт на перевод военнослужащего
Военнослужащий, желающий перевестись в другую воинскую часть по одному из предусмотренных законодательством оснований, должен подать рапорт на такой перевод.
Рапорт подается на имя командира, в котором должны быть указаны основаниям, в связи с которыми военнослужащий просит о переводе, и должна содержаться непосредственно сама просьба о том, куда военнослужащий просит его перевести.
Также необходимо указать общие реквизиты:
- от кого подается рапорт;
- поставить дату и подпись;
- подробно описать причину перевода, при этом Вы ограничены законом указать несколько альтернативных оснований, которые считаете могут положительно повлиять на решение в переводе военнослужащего
- приложить документы, указав их в перечне прилагаемых к рапорту документов.
В рапорте желательно указать ссылки на конкретные нормы права и наименование нормативно-правового акта. В случае затруднения – наш военный адвокат поможет с его составлением и обоснованием уважительных причин перевода.
По служебной необходимости
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением как на равную воинскую должность, так и на вышестоящую. В последнем случае перевод в порядке продвижения по службе с назначением на высшую воинскую должность производится исключительно с согласия самого военнослужащего.
При наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий командир вправе:
Военнослужащий при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинские должности и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию.
Перевод с назначением на равную воинскую должность (в том числе в порядке плановой замены для дальнейшего прохождения службы в местностях с особыми условиями) может производиться без его согласия, за исключением случаев, оговоренных в статье 15 Положения о порядке прохождения военной службы.
Перевод военнослужащего к новому месту службы без его согласия производится в любом случае, когда с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными. Но такое случается весьма редко.
Гораздо чаще перевод на другое место службы, не требующий согласия самого военнослужащего, осуществляется по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность (в том числе в порядке организационно-штатных мероприятий либо плановой замены для дальнейшего прохождения службы в местностях с особыми условиями). Он может производиться, за исключением случаев, оговоренных в статье 15 Положения о порядке прохождения военной службы — то относящихся к перечисленным выше основаниям перевода по личной просьбе.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2015 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего — судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием заявителя Панычева, его представителя Налимова В.Н. и представителя командира войсковой части № Черепанова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части №Панычева об оспаривании действий командиров войсковых частей № и №№№, связанных с переводом к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность,
Приказом командира войсковой части заявитель, проходящий военную службу на воинской должности войсковой части №, назначен по служебной необходимости на равную воинскую должность в войсковую часть №№.
Заявитель просит суд признать незаконным и недействующим с момента издания указанный приказ в части назначения его на равную воинскую должность, обязав названное должностное лицо его отменить.
Обосновывая свои требования, как заявитель, так и его представитель в судебном заседании указали, что: какая-либо служебная необходимость в назначении Панычева на вышеуказанную должность отсутствовала, а он планировался к назначению на вышестоящую воинскую должность ; воинская должность, на которую он назначен, вакантной не являлась; ему и членам его семьи не была предоставлена возможность пройти военно-врачебную комиссию на предмет возможности проживания в новом месте службы; перевод к новому месту службы в порядке плановой замены противоречит действующему законодательству, поскольку перевод военнослужащего в таком порядке производится не менее чем за один год до истечения срока его военной службы (срока контракта), тогда как до истечения срока его контракта осталось меньше одного года. Также указали, что командир войсковой части №№№ правом перевода (назначения) не обладает, поскольку он переведен в другой военный округ. В связи с изложенным просили удовлетворить заявленное требование.
Представитель командира войсковой части № в судебном заседании требование заявителя не признал и просил отказать в его удовлетворении, при этом пояснил, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, без его согласия может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность, что и было сделано в отношении заявителя. Заявитель не подлежит направлению на прохождение военно-врачебной комиссии, поскольку переведен в воинскую часть, дислоцированную в , которая не относится к районам Крайнего Севера или районам, указанным в п. 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2014 года № 770. На момент перевода заявителя к новому месту военной службы воинская должность, на которую он назначен, являлась вакантной и равной, так как предусматривает воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью. Также пояснил, что действительно имелась служебная необходимость, поскольку войсковая часть №№, по сравнению с войсковой частью №, неукомплектована, заявитель имеет высокую исполнительскую дисциплину, которая позволит войсковой части №№№ достичь хороших показателей в своем направлении деятельности. Указал, что командир войсковой части №№№ является прямым начальником для командиров войсковых частей №№ и №, в связи с чем обладает правом назначения заявителя на воинскую должность.
Возможности перевода военнослужащего
Перевод военнослужащего на должность без согласия имеет свои ограничения и возможности. Ограничения заключаются в следующем:
- Необходимо учесть профессиональные навыки и квалификацию персонала. Перевод должен быть только на должность, соответствующую знаниям и опыту военнослужащего.
- Также следует учитывать физическую подготовку и специфические требования военной службы. Перевод не должен создавать препятствий для исполнения рабочих обязанностей.
Возможности перевода военнослужащего на равнозначную должность без согласия включают в себя:
- Перевод военнослужащего может быть осуществлен в случае необходимости укомплектования должностей в организации. Если вакансия открыта и нет других кандидатов, перевод военнослужащего на данную должность может стать вполне обоснованным решением.
- Перевод военнослужащего может быть предложен в целях повышения его профессиональной квалификации или реализации новых возможностей в карьерном росте. В этом случае, перевод будет выгодным для сотрудника и его личного и профессионального развития.
В общем, возможность перевода военнослужащего на равнозначную должность без его согласия зависит от конкретной ситуации и потребностей организации. Военнослужащий должен соответствовать требованиям, установленным для выбранной должности, и быть готовым выполнять свои обязанности в новой области деятельности.
Что будет если отказаться от перевода?
При отказе работника от перевода вместе с работодателем в другую местность, трудовой договор прекращается на основании п. 9 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Данный пункт закона предусматривает право работника уклониться от перевода и не продолжать работу в новом месте, если он не желает менять свое место работы. В этом случае работодатель обязан прекратить трудовой договор с работником и выплатить ему выходное пособие. Выходное пособие представляет собой денежную компенсацию, которая выплачивается работнику при прекращении трудового договора и позволяет ему временно обеспечить себя финансово до нахождения новой работы. Его размер определяется как двухнедельный средний заработок работника, который рассчитывается исходя из заработка за последние две недели. Таким образом, работнику, отказавшемуся от перевода, будет выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
На каком основании могут перевести на другую должность?
Причины перевода работников на другую должность могут быть различными. Например, работник может быть повышен в должности или, наоборот, переведен на более низкую должность. Другой возможной причиной может быть появление медицинских противопоказаний для продолжения работы на текущей должности. Также, перевод на другую работу может быть обусловлен изменением штатного расписания или возникновением чрезвычайной ситуации.
Во всех этих случаях кадровику необходимо правильно оформить документы, чтобы не нарушить права работника и избежать возможных трудовых споров. Правильное оформление документов включает в себя такие аспекты, как согласование перевода с работником, составление приказа о переводе, изменение трудового договора и внесение соответствующих изменений в трудовую книжку. Также необходимо учесть, что при переводе работника на другую должность могут измениться условия труда, включая заработную плату и рабочий график. Важно, чтобы все эти изменения были согласованы с работником и были выполнены в соответствии с трудовым законодательством и коллективным договором.
Основания для перевода военнослужащего
Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 содержит основания для перевода военнослужащего к новому месту.
В каких же случаях военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы?
- В связи со служебной необходимостью.
- В связи с продвижением по службе.
- По состоянию здоровья при наличии заключения военно-врачебной комиссии.
- По личной просьбе военнослужащих, которые проходят службу по контракту, в связи с семейными обстоятельствами.
- Просто по личной просьбе военнослужащих контрактников.
- Из-за организационно-штатных мероприятий.
- При плановой замене военнослужащих контрактников.
- Если военнослужащий зачислен в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
- При назначении военнослужащему наказания в виде ограничения по военной службе, если из-за характера совершенного преступления, он не может быть оставлен в должности, которая связана с руководством подчиненными.
- Иные основания перевода.
ВНИМАНИЕ: некоторые из указанных оснований носят размытый характер и не связаны четко случившимися обстоятельствами, что дает основания для широкого применения возможностей перевода военного.
Что такое ОШМ в армии: возможные предпосылки для увольнения
Процедура увольнения служащих ВС согласно организационно-штатным мероприятиям считается правомерной, когда не имеется иных поводов для исключения, и в данный момент имеется одна из таких ситуаций:
- проводится сокращение его должности, при этом не имеется соответствующих мест в иных подразделениях, и не предоставлено согласие на перевод;
- не обнаружено должности необходимой категории на протяжении шести месяцев его пребывания за штатом;
- принято решение о понижении оклада либо звания;
- при определении его как непригодного к несению службы по данной специализации;
- при сокращениях должностей данной специализации;
- когда проводится замещение составом должностей исключительно в одном подразделении, а у данного сотрудника имеется право на оформление пенсии в данный момент.
Что такое межведомственный перевод и его особенности
На практике невозможно перевестись из части, где предстоит проходить военную службу, в другую часть с сохранением всех льгот и сохранением срока службы. Перевод работника осуществляется при досрочном прекращении трудового договора (что обычно означает, согласно формулировке НУК, увольнение — «невыполнение условий договора») или при его расторжении.
В последнем случае гражданин может заключить контракт с подразделением вооруженных сил. В то же время военнослужащий внутренних или иных вооруженных сил должен занять должность в подразделении, в котором он намерен работать. При наличии таких отношений, согласно статье 17 Указа о службе в Вооруженных Силах, федеральные силовые структуры передаются в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Перевод из армии в другие ведомства с военной службой происходит по тому же приблизительному сценарию.
При межведомственном переводе необходимо учитывать некоторые нюансы:
- Руководство подразделения утверждает перевод. При этом солдаты переводятся как по их просьбе, так и по решению вышестоящего командования.
- Приказ о переводе унтер-офицеров и офицеров составляется по месту службы. Унтер-офицеры, сержанты и солдаты (матросы) переводятся по приказу вышестоящего начальника, имеющего право на перевод.
Последствия отказа от перевода в другую часть
Военнослужащий по контракту, отказывающийся от перевода в другую часть, должен сознавать, что это может повлечь за собой различные последствия. Прежде всего, военнослужащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию согласно статье 21 Кодекса внутреннего воинского устройства Вооруженных Сил.
Помимо дисциплинарных взысканий, отказ от перевода может сказаться на карьере военнослужащего. Военная командировка — это одна из форм подтверждения профессиональных качеств и опыта военнослужащего. Отказ от перевода может вызвать недоверие со стороны начальства и затруднить возможность присвоения вышестоящего воинского звания или повышения в должности.
Кроме того, отказ от перевода может привести к ограничению возможностей для профессионального и карьерного роста. Военнослужащий, не согласный на перевод, может оставаться в одной и той же части на протяжении длительного времени, что может привести к ограничению опыта и возможностей для профессионального развития.
Наконец, отказ от перевода может отразиться на отношениях в коллективе и взаимодействии с другими военнослужащими. Зачастую, перевод в другую часть связан с необходимостью адаптации к новым условиям службы и новому коллективу. Отказ от перевода может привести к ощущению изоляции и недоверия со стороны военнослужащих, которые не понимают причин и мотивов отказа.
В целом, решение отказаться от перевода в другую часть является взвешенным и требует тщательного обдумывания всех последствий. Каждый военнослужащий должен принять решение, исходя из своих личных целей и перспектив карьерного роста.
Возможно ли перемещение военнослужащего на равноценную должность без его согласия?
Перемещение военнослужащего на равноценную должность без его согласия возможно в определенных обстоятельствах и с соблюдением установленных процедур и правил.
Согласно российской военной службе, перевод военнослужащего на равноценную должность является нормальной практикой и может применяться во многих случаях, когда организация службы требует перевода. Однако, для осуществления такого перевода необходимы определенные обстоятельства и процедуры, которые регулируются действующим законодательством.
Перевод военнослужащего на равноценную должность может быть осуществлен только после письменного заявления самого военнослужащего или по решению руководства военной организации. Важно отметить, что при переводе военнослужащего должность должна быть доступна в его округе службы и он должен соответствовать требованиям данной должности.
Решение о переводе подлежит обжалованию в порядке, установленном законодательством. В случае, если военнослужащий не согласен с переводом на равноценную должность, у него есть право на письменный отказ от перевода и направление соответствующего заявления своему командиру.
Организационно штатное мероприятие (ОШМ ) является комплексом мер, которые могут предусмотреть оправданное в законе про реорганизацию и ликвидацию относительно структур, которые являются основополагающими относительно срочной и контрактной службы относительно вооруженных сил Российской Федерации. Именно они ставят за свою цель усовершенствование структур организации, а также приятие комплекса мер, которые помогут упростить и значительно облегчить процедуру увольнения служащего относительно той или иной соответствующей причины. Стоит отметить, что данный метод не только получил свое широкое распространение в современных военных структурах нашей страны. При этом служебно должностные статусы различных работников кардинально меняются.
В результате ОШМ в армии происходит полное изменение численности, как персонала, так и различных должностей, относительно указанной выше проблематики. Так, что в порядке увольнения в трудовой книжке и личном деле будут записи об увольнении в следствии ОШМ, что вполне закономерно и логично относительно указанного выше в данной статье процесса.