Критерии для выездной налоговой проверки в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии для выездной налоговой проверки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Распространенные заблуждения

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

Читайте также:  Как проходит судебное заседание в арбитражном суде?

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Что говорят бизнесмены

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

По таким делам спорить с налоговой можно. Но обратите внимание на ту модель бизнеса, которую вы избрали, или которая сложилась в результате вашего развития. Клиенты нередко говорят: мы в бизнесе 20 лет, под каждый проект создавали по фирме, мы уже запутались, сколько у нас контор, чем они занимаются, как они между собой взаимодействуют. В такой ситуации очень легко попасть в ловушку дробления и получить претензии со стороны налоговых органов.

Переквалификация

Налоговые органы могут переквалифицировать все: сделку, вид деятельности, статус налогоплательщика, вид его имущества, актива. Мы в практике сталкиваемся с самыми разнообразными, иногда экзотическими примерами, когда налоговые органы по-своему переиначивают ситуацию и меняют свои подходы.

В декабре Верховный суд планирует принять очень интересный документ: «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды». Он может серьезно помочь тем, кто судится или готов судиться.

По мнению налоговых органов, очень часто такие действия связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения.

Поэтому повышенное внимание уделяется налогоплательщикам — «мигрантам» с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, а также фирмам, руководители которых не проживают на территории этого региона.

  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отбор налогоплательщиков по этому критерию производится в части налога на прибыль. То есть этот критерий следует учитывать организациями — налогоплательщиками налога на прибыль. При этом принимается во внимание отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведены в Приложении N 4 к Концепции.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Например, получение необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»; получение необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества; получение необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие.

Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки

Наиболее популярными требованиями налоговых органов о предоставлении документов и сведений являются запросы по итогам камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций.

Налоговый орган вправе затребовать документы, которые налогоплательщик обязан был предоставить вместе с декларацией, но не приложил. Например, ст. 172 НК РФ определяет перечень документов, подтверждающих правомерность применяемого налогоплательщиком возмещения НДС. Или же в случае выявления несоответствий, противоречий, ошибок в предоставленных налоговых декларациях, налоговые инспекторы могут направить налогоплательщику требование пояснить возникшие расхождения.

Читайте также:  Льготы и пенсии ликвидаторов Чернобыльцев в 2024 году

Если замечания инспекции корректны, то налогоплательщик подает скорректированную декларацию. Если же с замечаниями он не согласен, то необходимо представить письменные пояснения и приложить документы, объясняющие причины выявленных расхождений и раскрывающие корректность представленных в декларации данных. Вместе с пояснениями, компания может представить копии документов, подтверждающих их достоверность, например приложить обороты по счетам, выдержки из регистров бухгалтерского или налогового учета, где отображен процесс формирования спорных показателей.

Например, инспекция может запросить дополнительные документы, если компания:

1. Подала уточняющую декларацию, в которой уменьшила сумму налога, причитающуюся к уплате, или же увеличила сумму убытка, то налоговый инспектор может потребовать:

  • пояснения уменьшения показателей (если уточняющая декларация подана в течение двух лет после подачи исходной);

  • регистры налогового учета, обороты по счетам и даже первичные бухгалтерские документы, служащие основанием для произведенной коррекции (если декларация исправляется после истечения двух лет с момента подачи первоначальной).

Как нужно себя вести, если налогоплательщику предъявили требование о предоставлении документов или информации о контрагенте?

Многие налогоплательщики, получив от ИФНС требование о предоставлении определенного перечня документов, тут же начинают их подготавливать. И даже если в запросе содержатся документы и сведения о внутренней хозяйственной деятельности компании, которые инспектору знать совсем не обязательно, главный бухгалтер их предоставит.

Понятно, что требования ИФНС о предоставлении документов игнорировать нельзя. Нужно сначала понять, что хотят увидеть контролеры, о каких сделках идет речь. Является ли фирма, информацию о которой запрашивает инспектор, контрагентом первого звена по сделке или он далеко в цепочке, и компания не обязана предоставлять по нему сведения.

Бухгалтерия должна предоставить запрошенные документы и сведения, только если они касаются конкретной сделки или определенного контрагента, других документов передавать инспектору не нужно, достаточно предоставить мотивированный отказ, подтверждающий, что запрошенные им документы выпадают из правового поля, регулируемого ст. 93.1. НК РФ.

Если ИФНС запросила определенную информацию о контрагенте, то предоставить необходимо только запрашиваемую информацию, документы прикладывать не нужно, чтобы обезопасить компанию от дальнейших разбирательств. Если требование содержит запрос документов, то передать следует только их.

После получения требуемых документов налоговые органы могут провести допрос представителя компании. В числе задаваемых вопросов могут быть;

  • Как и при каких условиях Вы познакомились с контрагентом?

  • Кто и с кем вел переговоры?

  • Как осуществлялась поставка/оплата?

  • Кому и как передавались документы?

  • и пр.

Плановые и внеплановые проверки в 2024 году

Плановые визиты – мероприятия, которые утверждены и опубликованы в документах. Они проходят по заранее оговоренным условиям, а компании, которые под них попадают, уже известны. С внеплановыми все гораздо сложнее.

Контролирующие госорганы имеют право прийти в любой момент. Чаще всего это выездные мероприятия. В 23 году компании будут выбирать исходя из факторов риска. Попадают юридические лица с высокой степенью риска.

Некоторые визиты заменены профилактическими. Они носят рекомендательный характер. Предприниматель вправе отказаться, а ведомство может уточнить причину, но никак не может повлиять на решение руководителя силовыми методами.

Руководителю могут прислать специальную форму с вопросами. Рекомендуется придумать объективные причины, чтобы не заставлять госорганы думать, что им нужно в срочном порядке совершить визит в следующем году.

Штрафы и наказания при нарушении налогового законодательства

При нарушении налогового законодательства предусмотрены штрафы и наказания, которые могут быть применены к нарушителям. Размер штрафов зависит от характера нарушения и степени его тяжести.

Среди основных видов штрафов, которые могут быть применены при нарушении налогового законодательства, можно выделить:

  • Штрафные санкции в виде предписаний или рекомендаций;
  • Финансовые штрафы в виде наложения дополнительных платежей;
  • Штрафы в виде ограничений или отзыва лицензий и разрешений;
  • Административные штрафы в виде штрафных санкций, наложенных государственными органами.

Помимо штрафов, нарушители налогового законодательства могут быть подвергнуты иным наказаниям, включая:

  • Административные аресты;
  • Уголовные наказания, предусмотренные уголовным кодексом;
  • Лишение права занимать определенные должности;
  • Потерю имущества или дохода, полученных в результате нарушений.

Для снижения риска нарушения налогового законодательства и последующего применения штрафов и наказаний, рекомендуется своевременно и правильно выполнять все налоговые обязательства и следовать требованиям налогового законодательства.

Краткая сводка о выездных проверках

Выездные налоговые проверки могут осуществляться по инициативе самой налоговой инспекции или по заявлению самой компании. При проведении такой проверки налоговики обычно требуют от предприятия предоставить документацию о его деятельности за предшествующий период, а также доступ к бухгалтерским книгам, банковским счетам и другой информации. При этом период, который подлежит проверке, может быть разным: от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от комплексности деятельности предприятия и решения налоговых органов. Как правило, период проверки ограничен сроком действия налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком.

Читайте также:  Общее собрание собственников мкд в период пандемии
Основные черты выездных проверок: Преимущества Недостатки
Проводятся непосредственно в офисе предприятия Позволяют проверить точность информации в налоговых декларациях и ее соответствие документации о деятельности компании Могут занимать значительное время и стать значительной нагрузкой для предприятий
Проверяются документация и бухгалтерия Снижает риск ошибок и налоговых неправильностей Могут быть нарушены правила конфиденциальности предприятия и утечка информации
Могут быть проведены по инициативе налоговой инспекции или по заявлению компании Эффективен для выявления нарушений и причиняет покупателю ущерба налоговому процессу Могут вызвать проблемы и повысить риск для покупателя

Варианты обхода налоговых проверок

Налоговые проверки могут стать серьезным испытанием для бизнеса. Они затрудняют нормальную работу предприятия и могут привести к финансовым потерям. Однако, есть несколько вариантов, которые могут помочь обойти такие проверки.

1. Отложить проверку. Если возможно, согласуйте время проверки с налоговыми органами, чтобы максимально оттянуть ее. Это даст вам дополнительное время на подготовку и устранение возможных нарушений.

2. Подготовиться к проверке. Проверка может быть менее строгой, если ваша компания предоставит всю необходимую документацию в срок. Подготовьте все необходимые отчеты и документы заранее, чтобы избежать лишних проблем.

3. Обратиться за консультацией. Если вы не уверены в своей способности пройти проверку без замечаний, обратитесь за помощью к специалистам. Налоговые юристы и консультанты могут помочь вам разобраться в сложных подробностях налогового законодательства и подготовиться к проверке.

4. Избегать нарушений. Самым надежным способом избежать проверок и проблем с налоговой является соблюдение всех законов и требований. Будьте внимательны к своим финансовым операциям, учету и отчетности, и избегайте ситуаций, которые могут поднять подозрения у налоговых органов.

Обратите внимание, что обход налоговых проверок может быть незаконным и иметь серьезные последствия. Рекомендуется соблюдать все законы и требования налогового законодательства.

Сроки и периодичность проверок налоговой инспекции в 2024 году

В 2024 году выездная налоговая проверка может производиться в течение трехлетнего периода. Это означает, что налоговая инспекция имеет право провести проверку в течение трех лет с момента последней проверки.

Сроки проведения налоговой проверки в 2024 году могут быть определены в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Время проведения проверки может быть установлено с учетом различных факторов, таких как размер и сложность бухгалтерии организации, а также наличие представленной отчетности и документов, необходимых для проверки.

При этом, организация должна быть готова к тому, что в 2024 году налоговая инспекция может в любой момент начать проверку своей деятельности. Поэтому, важно поддерживать актуальность и правильность бухгалтерской отчетности, а также правильно оформлять документацию.

Каким организациям и предпринимателям может быть проведена налоговая проверка

Налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и уплачивают налоги в соответствии с действующим законодательством.

Организации могут быть подвергнуты налоговой проверке, если их деятельность связана с получением дохода и платежеспособными клиентами, а также имеют налоговые обязательства. К таким организациям относятся юридические лица всех форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и другие.

Предприниматели могут быть проверены налоговыми органами, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и занимаются предпринимательской деятельностью. Предприниматели могут быть как физическими лицами, так и юридическими. Они должны выполнять свои налоговые обязательства, в том числе предоставлять отчетность и уплачивать налоги в установленные сроки.

Кроме того, налоговая проверка может быть проведена для организаций и предпринимателей, которые имеют признаки недекларирования доходов, совершения экономических операций с использованием фиктивных документов, нарушения правил учета и отчетности, нарушения требований законодательства о налогообложении и других налоговых преступлений.

Налоговая проверка может быть проведена в рамках плановой (назначенной заранее) или внеплановой проверки. В период с 2019 года налоговые органы имеют право проводить выездные налоговые проверки на предприятиях и учреждениях без предварительного уведомления о проверке.

Важно отметить, что проведение налоговой проверки является нормативным правом налоговых органов и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *