Кто вправе производить независимую экпертизу по ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто вправе производить независимую экпертизу по ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:

1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).

Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы. Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.

В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.

Читайте также:  Дом был продан без согласия второго собственика

Порядок проведенияе автотехнической экспертизы

После выбора авторитетной экспертной организации следует в обязательном порядке известить вторую сторону о времени и месте проведения предстоящей экспертизы и провести новое исследование в строгом соответствии с нормами законодательства.

Перед проведением своей экспертизы следует указать на неточности или ошибочности уже проведенной экспертизы.

Что необходимо выяснить перед проведением новой экспертизы?

  • компетентен ли эксперт, проводивший исследование;
  • все ли вопросы, поставленные перед экспертом, разрешены
  • есть ли неточности или противоречия в изложении выводов;
  • нет ли противоречий в описательной и резолютивной частях заключения;
  • правильно ли были использованы источники для определения характера повреждений, а также стоимости восстановительного ремонта;
  • и другие вопросы.

Для предстоящей экспертизы необходимо составить список вопросов, на которые следует ответить эксперту.

Обязательно ли обращаться в суд после ДТП

Согласно с условиями страхования каждый страховочный случай предполагает собой автотехническую и оценочную экспертизу. В первую очередь такого рода исследования проводятся страховыми компаниями с целью определить ущерб и рассчитать сумму необходимой страховой выплаты потерпевшему.

Зачастую результаты экспертизы, которую инициировала страховая компания, не удовлетворяют пострадавшего, и он обращается в суд. В ходе разбирательства обязательно проводится судебная экспертиза, итог которой может показать, насколько результаты, представленные страховщиками, далеки от истины. Если же потерпевшего не устраивают выводы и судебного эксперта, он может заказать проведение исследования независимой компанией.

Когда в аварии виноват водитель, не имеющий страхового полиса ОСАГО, то взыскание ущерба через суд – единственный выход для пострадавшего. В случае особо сложного ДТП автомобилисты обращаются за многоступенчатой экспертизой. Такая оценка аварии требуется, если был нанесен существенный вред здоровью участникам аварии или в результате столкновения сильно пострадало имущество.

Что такое независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО

После того как происходит страховое событие одна из сторон (как правило, пострадавшая) обязана вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать аварию. После этого следует обратиться в офис страховой организации, подать заявление с целью регистрации страхового события.

Если по итогам выплаты пострадавшую сторону не устраивает сумма компенсации, то следует обратиться за помощью к независимому эксперту.

Независимая экспертиза (НЭ) – это процедура оценки ущерба независимыми экспертами, которые не действуют в интересах страховой компании или автовладельца. В результате экспертизы составляется официальный документ, в котором прописываются, какие повреждения имеются на транспортном средстве, и сколько по стоимости составят ремонтные работы.

Когда нужна независимая экспертиза

Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.

  • Отказ в выплате

Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.

  • Занижена сумма

На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.

  • У виновного нет ОСАГО

К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.

Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО

Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:

  • регион проведения;
  • характер повреждений;
  • наличие дополнительных услуг (выезд на место).

Примерные цены на услуги:

  • Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
  • Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
  • Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
  • Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
  • Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
  • Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
  • Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
  • Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
  • Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.

Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.

Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.

Читайте также:  Нужно ли оформлять дачный дом в СНТ если земля в собственности

Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:

  • как выбрали компанию;
  • сколько пришлось оплатить;
  • как долго происходила вся процедура проверки;
  • остались ли вы довольны итогами осмотра;
  • получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.

Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».

Методика оценки ущерба

Важно помнить, что до начала проведения независимой оценки автомобиля, должны соблюдаться определенные правила. С момента ДТП, до момента, как его начнет осматривать независимый специалист, техническое состояние должно оставаться прежним. Смотровые работы проводятся на улице при естественном освещении или в специально отведенных для этого местах. Специалист должен иметь документы, подтверждающие квалификацию для выполнения такого вида работ. Страховая фирма обязана принять результаты независимой оценки в любом случае, так как у нее нет запрета на ее проведение.

Чтобы оценить техническое состояние транспортного средства, проводится процедура автотехнического осмотра. По итогам этого мероприятия можно в полной мере восстановить ДТП, чтобы уточнить все разногласия по денежным выплатам.

В первую очередь проверяются все узлы и агрегаты, чтобы удостовериться, что причиной ДТП не стала их поломка, также происходит грамотная дефектовка кузовных повреждений. Для выбора подходящего ремонта определенной детали используются специальные компьютерные программы (базы данных автомобильных комплектующих).

Автомобиль устанавливают на определенный стенд для определения развал-схождения и дефектуют его ходовую часть. Ведутся работы по определению целостности формы кузова сравнивают все зазоры в соответствии с компьютерными данными, а также сверяются с приборами, которые показывают наличие сколов и царапин, путем измерения толщины лакокрасочного покрытия. Затем, применяя соответствующие инструменты, специалисты приступают к измерению материального ущерба, которое понесло ТС во время ДТП и оформляют соответствующее заключение.

Должен ли присутствовать виновник или представитель СК?

Согласно пункту 7 Правил НТЭ, инициатор проведения повторного осмотра должен письменно пригласить страховщика. Других указаний российские правовые акты не содержат.

На заметку: в практике сложилось, что пригласить на любой экспертный осмотр виновника ДТП и представителя страховой компании необходимо.

Это связано с последующим разрешением споров в суде. Если человек присутствовал и лично контролировал все действия эксперта-техника, вопросов о качестве и правомерности заключения будет меньше.

Отсутствие указанных лиц не влияет на освидетельствование. Автовладелец не обязан отменять процедуру из-за неявки приглашенных. Суд в ходе разбирательства признает, что пострадавший предпринял все возможные действия для участия сторон в автоэкспертизе.

Этапы проведения независимой экспертизы

Пошагово это выглядит так:

  1. Выбрать независимую экспертную фирму.
  2. Подписать с ней договор.
  3. Оплатить работу эксперта.
  4. Согласовать дату и время осмотра транспортного средства.
  5. Оформить телеграмму-приглашению виновнику аварии и другим заинтересованным лицам.
  6. Прибыть на проведение экспертизы.
  7. Эксперт делает фото и видео съемки, и составляет акт по определенной форме.
  8. По рыночной смете, эксперт подсчитывает сумму восстановления автомобиля или другого ТС.
  9. Получить экспертное заключение и подписать акт-приема передачи.
  10. На проведение экспертизы и оформления необходимых документов отводится 3 дня.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно. Как правило, такие меры затребованы со стороны недовольного страхователя. Закон предполагает возможность проведения повторной технической экспертизы, с привлечение другого специалиста-техника.

Иногда повторное обследование автомобиля вызвано новыми обстоятельствами, при которых произошел случай, найдены нюансы обстоятельств ДТП, не учтенные ранее при предыдущем заключении. Повторно организовать осмотр можно и после проведенного ремонта, при наличии недовольства со стороны страхователя предоставленными услугами страховщика.

Порядок проведения дополнительного осмотра согласуется с общепринятыми нормами проведения экспертизы ОСАГО, а целесообразность устанавливается вопросами, возникшими уже после получения первичного заключения эксперта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *