Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ск признает конструктивную гибель автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тотал или тотальная гибель – это понятие из сферы моторного страхования, означающее, что стоимость причиненного вреда достигает или превышает рыночную стоимость транспорта. Другими словами, автомобиль не подлежит восстановлению, или же производить ремонт нецелесообразно. Когда страховая организация оценивает урон, причиненный имуществу, она учитывает его текущую среднюю стоимость и потенциальные затраты на ремонтные работы. Если стоимость ремонта превышает рыночную цену, то страховщик признает это тоталом. Для клиента данное понятие связано с утратой возможности использовать транспорт (возможно временно). Это значит, что ему запрещается садиться за руль до момента его восстановления.
Как узнать, какую компенсацию я получу по страховке?
Условия страховых выплат по “автогражданке” зафиксированы в ФЗ-№40 “Об ОСАГО”. Страховщик обязан определить степень и размер полученного вреда. Если страховой случай признали тотальным, сумму возмещения рассчитают с учетом износа автомобиля. Также организация вычтет цены рабочих деталей. Однако стоит понимать, что максимально возможная компенсация за урон имуществу по полису обязательной “автогражданки”, составляет 400 тыс. рублей. При уничтожении ТС этого наверняка будет мало, но вы все равно не добьетесь от страховщика компенсации выше этого значения. Рассмотрим на примере, как считается выплата и сколько получает потерпевший:
- Вы купили транспортное средство за 2 млн рублей и ездили на нем на протяжении трех лет.
- Вы попадаете в ДТП и страховщик признает тотал по страховому случаю.
- За время эксплуатации стоимость автомобиля сократилась и на момент столкновения составляла 1,5 млн рублей.
- Страховщик определил, что в машине остались неповрежденные запчасти. Их демонтируют и отдадут вам. Их совокупная стоимость составила 500 тыс. рублей.
- Страховщик вычел эти 500 тыс. из 1,5 млн рублей и должен выплатить 1 млн рублей. Однако выплаты по ОСАГО за причинение вреда имуществу не могут превышать 400 тыс. рублей.
- В результате этого пострадавшему перечислят на банковский счет лишь 400 тыс. рублей по полису страхования.
Увы, но потерпевшему выплатят компенсацию лишь в пределах небольшого лимита. Остальные 600 тыс. рублей со страховой организации “вытрясти” не получится, что бы ни делал пострадавший. Но все еще есть одно лицо, которое можно заставить возмещать остаток – это водитель, из-за которого произошло ДТП. Он повредил – ему и платить. А если он еще и не страховал свою ответственность, то возмещение ложится на его плечи целиком.
Оставят ли вам автомобиль после того, как признают тотал?
Если транспортное средство застраховали по ОСАГО и страховщик его “затоталил”, пострадавший имеет право на возмещение стоимости ТС. Но что будет с самим транспортом? Неужели его отправят на списание? И как быть, если вы не хотите расставаться со своей машиной и планируете ее отремонтировать?
Нет, по ОСАГО в таких ситуациях транспортное средство не забирают. Причем страховщики не станут забирать и рабочие детали, если признают случившееся тоталом. Все годные запчасти перейдут обратно владельцу. А вот как поступать с ними – решать ему самому. Многие захотят их продать, чтобы отбить стоимость утерянного автомобиля.
Но если ситуацию признали экономическом тоталом, вы можете попытаться отремонтировать машину. Это вполне возможно. Но необходимо понимать, что после того, как страховая компания “затоталила” авто, оно уже не может использоваться до восстановления его технических характеристик. Транспорт должен быть отремонтирован таким образом, чтобы его характеристики соответствовали нормам безопасности. Точно так же можно взять битый автомобиль и провести его полноценное восстановление.
Если вы не планируете восстанавливать ТС, то также можете расторгнуть договор страхования и вернуть часть уплаченных средств за неиспользованный период ОСАГО после тотала. Если же он наступил вследствие конструктивной гибели автомобиля, то договор прекратит действовать без необходимости дополнительного вмешательства. После восстановления машины вы сможете повторно приобрести полис моторного страхования и использовать ее дальше.
Кому выгодна конструктивная гибель транспортного средства?
На практике случается так, что страховые компании, зачастую, стремятся увеличить сумму ущерба при повреждении автомобиля в серьезной аварии, чтобы довести ее до тотала по КАСКО. Так происходит потому, что страховщикам, зачастую, выгоднее оформить тотал по КАСКО, чем выплатить страховую сумму просто по риску ущерб. На это есть несколько причин:
- Во-первых (и это очень важно!), в случае тотала по КАСКО страховой договор на оставшееся время страхового года разрывается. Поэтому, при серьезных авариях страховщику, зачастую, выгоднее выплатить ущерб КАСКО по тоталу, избавив себя от дальнейшей ответственности по этому автомобилю;
- Во-вторых, страховая компания в случае, когда ей передаются годные остатки, может достаточно дешево отремонтировать машину и продать ее, значительно снизив свои убытки;
- В-третьих, опять же в случаях с передачей годных остатков, страховщики могут негласно договариваться с экспертами по оценке ущерба, чтобы сумма ущерба была очень близка к пороговому значению по тоталу при КАСКО. Это позволяет снизить сумму страхового возмещения при желании клиента оставить оставшиеся целые детали автомобиля себе.
Когда вам не платят КАСКО при полной гибели в должном размере, или когда специально «подгоняют» ущерб к тоталу, то стоит самому провести независимую экспертизу размера ущерба и стоимости годных остатков машины. И при отказе страховщика принимать вашу экспертизу обращаться в суд.
Как определяется размер выплат
Выплаты по ОСАГО зависят от выбранной программы страхования и заключения эксперта, который признает экономическую нецелесообразность проведения ремонта. Также на них влияют способ оформления полной гибели авто и действия страхователя.
Минимальный порог устанавливается внутренними правилами страховщика и отличается в ряде ведущих страховых компаний. В большинстве случаев это 70-80% от размера страховой суммы. Компании, которые признают «тотал» при пороге менее 65 процентов от стоимости автомобиля, встречаются редко.
В установленный срок после того, как стало известно страховой компании о произошедшем страховом случае, назначается независимая экспертиза стоимости необходимого ремонта. Оценивается каждое повреждение, каждый элемент, требующий ремонта. После проведения экспертизы выплаты будут производится в порядке, установленном договором и внутренними правилами страховой компании.
Экспертиза не требуется, если машина была угнана злоумышленниками и разобрана на запчасти с целью дальнейшей продажи. В этом случае достаточно будет заключения криминалистов и открытого уголовного дела.
После этого будут возможны две ситуации:
- Страхователь заявляет об отказе от автомобиля в пользу страховщика (заключает договор абандона) и получает возмещение с учетом естественного износа, франшизы и других вычетов
- Страхователь сохраняет машину в своей собственности, а к вычетам из страховой суммы добавится стоимость годных остатков ТС
Как добиться возмещения от страховой компании
Выплаты по тоталу могут достигать очень больших размеров. Поэтому страховые компании часто пытаются уменьшить их. Для этого они занижают стоимость ремонта, чтобы признать авто подлежащим восстановлению, или завышают стоимость годных остатков. Также на такие страховые случаи часто действует самая большая франшиза.
Также страховая компания может затягивать сроки выплаты компенсации. Она может объяснять это проблемами в работе бухгалтерии или ограничениями банков. Но часто реальных причин для задержек нет — страховщик стремится сохранить выплаты у себя.
В обоих случаях вы имеете право направить в страховую компанию претензию. К ней приложите заключение экспертизы с независимым расчетом ГОТС. Претензию можно направить лично или по почте заказным судом.
Если претензия не помогла — обратитесь в суд. В качестве доказательств приложите заявление на страховую выплату, ответ страховщика с расчетом премии, заключение экспертной комиссии и другие документы, которые подтвердят вашу правоту.
Когда СК выгодно признать тотал машины по полису
Иногда страховой компании будет выгодно признать разрушение транспортного средства, даже если цена восстановительных работ не превышает стоимости ТС. Компания учтет два фактора:
- Срок эксплуатации и год выпуска транспортного средства, так как этот показатель влияет на реальную цену на рынке; чем моложе автомобиль, тем дороже сохранившиеся комплектующие, а это существенно снизит размер возмещений.
- Результаты подсчетов сумм к уплате с учетом и без учета амортизации, чтобы выбрать меньшую.
Пример. Страховая получает авто со сроком эксплуатации 3 года по среднерыночной цене 700 тысяч рублей. Условия и подсчет:
- рыночная цена транспорта на момент наступления страхового случая — 620 тысяч рублей;
- тариф на ремонт с учетом износа — 400 тысяч рублей;
- тариф на ремонт без износа — 600 тысяч рублей;
- расценка годных остатков — 300 тысяч рублей.
Следовательно, для уплаты после признания тотала: 620 000 — 300 000 = 320 000; к выплате без такого признания: 400 000 (цена ремонта без учета амортизации). В этой ситуации страховой фирме выгоднее признать тотал и выплатить 320 тысяч вместо 400.
ВАЖНО! Когда стоимость ремонта превышает ценность машины, но СК невыгодно выплачивать всю страховую сумму, компании используют различные методы для фальсификации результатов экспертиз, поэтому страхователь часто предпочитает обращаться за помощью к независимым организациям. Предоставив документ, подтверждающий истинные величины ущерба, страхователь может избежать обмана.
Можно ли взыскать недостающую сумму выплаты с виновника?
Хорошая новость из приведенного выше примера заключается в том, что оставшуюся сумму в 500 тысяч вы можете получить напрямую с виновника аварии.
Выше был подсчет компенсации только по полису, но, как известно, разницу можно взыскать с виновного водителя, если возмещение по страховкене полностью покрывает ущерб.
И здесь у нас для вас уже плохие новости. В этой ситуации применяется новая методика Минюста для определения данного ущерба. В ней описаны новые правила проведения судебно-автотехнической экспертизы, на которые должны ориентироваться специалисты в 2022 году.
Согласно этой методике, если цена ремонта плюс стоимость утери товарной стоимости (УТС) больше или равна рыночной стоимости автомобиля до повреждения, ущерб считается равным этой рыночной стоимости.
Как видите, есть противоречия. Для целей полиса стоимость годных остатков вычитается из стоимости транспортного средства, а при взыскании разницы с виновника или ущерба (когда виновник не имел полиса страхования) — возмещается рыночная цена машины.
Но, к счастью или нет, наши суды сглаживают это противоречие своими решениями и не возмещают полную рыночную стоимость автомобиля, если остаются годные остатки. Они мотивируют это, в частности, тем, что владелец поврежденного авто получит неоправданное обогащение. Судебная практика по таким делам, как правило, однозначна.
Однако эту возможность нельзя исключать: судья может принять решение о взыскании полной стоимости транспортного средства с виновника аварии, но с передачей пригодных к использованию остатков ему. И пусть уже он пытается их продать. Такая судебная практика существует в 2022 году.
Условия страхования КАСКО от полной гибели в различных страховых компаниях могут существенно отличаться. Но следует помнить, что существует перечень ситуаций, которые можно включить в страховой полис практически в любой СК.
На данный момент зафиксирована полная гибель транспортного средства может быть в следующих случаях:
- при наступлении ДТП стоимость восстановления транспортного средства составляет более половины его цены – эта величина может несколько отличаться в зависимости от выбранной СК;
- автомобиль был разобран до состояния, при котором восстановление может быть возможно только после существенных затрат.
Для определения стоимости восстановления транспортного средства страховая компания пользуется услугами независимых оценщиков.
Но в большинстве своем «независимы» они только лишь на словах. Достаточно часто стоимость автомобиля в процессе самой оценки занижается.
Как и цена самого ремонта. Таким образом, возможность получить сумму, эквивалентную цене транспортного средства, становится практически достаточно сложно.
Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля
Сама процедура получения выплаты по КАСКО в случае тотальной гибели транспортного средства является стандартной.
Осуществляется она в несколько этапов:
- осуществляется сбор всех необходимых документов;
- автомобиль передается на оценку в страховую компанию;
- независимая экспертиза проводит оценку и обозначается величина возмещения;
- если клиент согласен с суммой – он подписывает специальное соглашение и в течение установленного в договоре периода времени получает соответствующую выплату.
Также существует два варианта развития событий, связанные с судьбой «останков» погибшего транспортного средства.
Они могут быть:
- переданы обратно владельцу;
- переданы самой страховой компании – в дальнейшем будет осуществляться реализация оставшихся целых деталей.
Страховая компания всегда осуществляет оценку их стоимости. Если владелец решил оставить остатки транспортного средства себе, то в обязательном порядке стоимость их будет вычтена из суммы возмещения.
Кем и как определяется
Недостаток в том, что сейчас нет единой методики, которая позволяет определить тотальную гибель автомобиля. Также нет и единого нормативно-правового акта для КАСКО, который регламентировал был данный вопрос. Преимущество в том, что ранее было больше сложностей для признания транспортного средства непригодным для восстановления. Сейчас все проходит по упрощенному алгоритму.
Кто может оценить автомобиль:
- работники страховщика, но только при условии наличия соответствующего разрешения на проведение оценки;
- независимые эксперты, имеющие лицензию на предоставление оценочных услуг.
Варианты для страхователя, если его ТС признано «тотальным» по КАСКО
В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто. Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты. Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.
Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.
Особенно выгодно фирмам-страховщикам признавать конструктивную гибель почти новых автомобилей. Запчасти к ним очень дорогие, а выплаты производятся по схеме: рыночная стоимость минус стоимость пригодных запасных частей. Исключением могут оказаться лишь совершенно новые авто, на покупку которых есть чеки и договора.
Все действия страховой компании имеют определенный регламент. Страховщик может значительно оттягивать момент окончательного решения, ссылаясь на проведение дополнительных экспертиз или затягивание работ автосервиса по уточнению диагностики повреждений. СК может предлагать заключить дополнительные соглашения о продаже аварийного авто третьим лицам, но соглашаться на это нельзя, так как в суде вам нечего будет предъявить — вы ведь сами согласились!
Оставлять себе автомобиль, не подлежащий восстановлению, невыгодно для страхователя по ряду причин:
- во-первых, остатки автомобиля необходимо продать, что может вызвать немало трудностей: поиск покупателей, торги, оформление доставки, а также подготовка всей необходимой документации;
- во-вторых, расходы на снятие автомобиля с учета в Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) страховая компания не возмещает. Процесс оформления такого рода документов весьма трудоемкий и затратный по времени;
- в-третьих, оставляя себе автомобиль, владелец существенно сокращает сумму страховых выплат, что не всегда целесообразно. Например, если рыночная стоимость машины составляет 2 000 000 руб., общая сумма вычета из страховых выплат будет равна приблизительно 740 000 руб. (вычет в размере 12% за годовой износ вычет в размере 25% за годные остатки).
Страховщики всячески стремятся сэкономить на выплатах при полной гибели авто по КАСКО и, к сожалению, не всегда легальными или гуманными методами. Однако существуют способы борьбы с такого рода мошенничеством.
Признание тотальной гибели транспортного средства, как правило, более выгодно для страховщика, нежели для автовладельца. Поэтому страховые фирмы стремятся при любых возможных обстоятельствах вынести вердикт «полная гибель автомобиля». Объясняется это тем, что страховые выплаты производятся с учетом износа, месячная сумма которого обычно составляет 1-3 % от общей суммы страхования.
При первоначальном заключении договора КАСКО СК оценивает ваш автомобиль, вы, подписывая договор, соглашаетесь с этой стоимостью.
С февраля 2022 г. были введены санкции со стороны европейских стран, что привело к увеличению стоимости отдельных запасных частей. Фактически получается, что оценка вашего автомобиля, которая была произведена СК при заключении КАСКО существенно изменилась в сторону увеличения.
При незначительном дефекте даже одной детали сумма ремонта вполне может превысить установленные лимиты в 65-75% от суммы страховки.
Пример
До февраля 2022 г. ваш автомобиль стоил 1 000 000 рублей. Эта же сумма фигурировала в договоре КАСКО. Для признания машины не подлежащей восстановлению сумма ремонта должна была превысить 650 000 рублей, то есть 65% от оценки машины на дату заключения КАСКО.
На сегодняшний день цена машины выросла до 2 500 000 рублей. Сумма тотала в договоре КАСКО осталась прежней.
В результате аварии после 24.02.2022г. были повреждены детали, сумма ремонта которых ранее составляла бы 300 000 рублей, что не превышает установленный страховщиком лимит, но сегодня эти же элементы стоят уже в разы больше, сумма ремонта вместе с работами составит 700 000 рублей. Это превышает установленный страховщиком лимит в 650 000 рублей.
СК в рамках договора КАСКО вправе признать повреждения тотальными и выплатить вам 1 млн рублей. Взамен вами должны быть переданы страховщику годные остатки. Впоследствии они будут реализованы СК и в итоге последняя еще получит прибыль. Вы же на полученные денежные средства аналогичный автомобиль сегодня уже не купите.
В нашем примере тотальная гибель авто по КАСКО не означает ее фактическое уничтожение и невозможность восстановления.
Выход из этой ситуации: если вы не являетесь виновником ДТП, то обратитесь первоначально за выплатой по ОСАГО — это 400 000 рублей. Остаток можно компенсировать в рамках КАСКО.
Признание полной гибели авто означает превышение стоимости ремонтных работ для восстановления над рыночной стоимостью. Водителю не всегда понятно, как страховщики признают ТС таковым.
Исходя из понятия, собственник представляет себе груду железа, которой место только на пункте приёма металлолома. Но, на практике всё не так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, транспортное средство признаётся страховой компанией полностью погибшим в тех случаях, когда его невозможно восстановить или если расходы на восстановление будут равны или превысят рыночную стоимость аналогичного автомобиля.
Страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если траты на ремонт составляют 70% и больше от рыночной цены машины.
Признание зкономической тотальной гибелью ТС означает отсутствие выгоды для страхователя в ремонте ТС.
В случае полной гибели автомобиля по ОСАГО помните:
- если страховая признала тотал, требовать отремонтировать машину бессмысленно;
- поврежденную машину страховая не забирает;
- только собственник погибшего авто вправе решать, нужны ему годные запчасти, узлы и детали, или нет. Страховая компания не имеет права навязывать своё мнение;
- после признания тотальной гибели, собственник имеет право на самостоятельное восстановление машины и её дальнейшую эксплуатацию.
- если решили восстановить автомобиль после тотала, взыскать недостающую сумму выплаты можно с виновника аварии;
- если не планируете ремонтировать ТС, можно расторгнуть страховку и вернуть себе часть ранее уплаченных страховых взносов.
Почему невыгодно оставлять себе остатки автомобиля и выгодна гибель авто
Если случился тотал по Каско, почему не выгодно оставлять себе годные остатки транспортного средства? Такой вопрос возникает у многих автолюбителей, чьей машине причинён большой ущерб.
Все дело в том, что страховой компании намного выгоднее признать машину непригодной и выплатить своему клиенту всю сумму компенсации, чем оплачивать детали и ремонтные работы. Не секрет, что средняя стоимость норма часа по ремонту составляет не менее 1000 рублей. Такие траты совершенно неприемлемы для страховой компании, в случае, если машина признана непригодной для эксплуатации. Именно поэтому страховым компаниям выгодно признавать полную гибель автомобиля.
Варианты урегулирования страховых случаев
Страховые случаи по КАСКО, подразумевающие полную гибель автомобиля, обычно могут быть урегулированы по следующей схеме:
- Страховая компания предоставляет услуги эксперта, оценивающего характер повреждений авто после ДТП и составляющего ориентировочную смету на ремонт.
- Осуществляется принятие решения о полной гибели автомобиля и владельцу транспорта предоставляется на выбор один из вариантов страховой компенсации:
- отказ от права владения остатками автомобиля и получение полной страховой компенсации, из суммы которой вычитывается износ и франшиза, если она предусмотрена в полисе;
- сохранение прав на владение автомобилем и получение частичной страховой компенсации, из суммы которой вычитаются стоимость остатков транспорта, износ, а также франшиза, если она предусмотрена в полисе.
Чаще всего страховые агенты рекомендуют оставлять автомобиль себе, по причине сложностей процедуры приема-передачи имущества на баланс юридического лица. Оплата налогов с продажи автомобиля и подготовка многочисленных документов создают неудобства обеим сторонам: как страховой компании, так и ее клиенту. Однако такое решение может стать финансово невыгодным для владельца автомобиля, что страховые компании не всегда готовы признать.