Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Облагается ли налогом компенсация при сокращении госслужащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не считая того, что работник был уволен, вычисление пособия определяется в любом случае в соответствии со средним доходом, взятым за два года, предстоящих году появления страхового обстоятельства – заболевания либо травмы.
Срок выплаты за второй месяц по досрочному сокращению
При досрочном сокращении государственных служащих компенсация выплачивается в течение определенного срока. Однако стоит учесть, что срок выплаты за второй месяц может зависеть от различных факторов и обстоятельств.
В первую очередь, срок выплаты компенсации за второй месяц может зависеть от положений трудового договора, коллективного договора или иных нормативно-правовых актов, регулирующих условия увольнения по оргштатным мероприятиям государственных служащих.
Однако, в случае, если такие нормативные акты не предусматривают конкретный срок выплаты компенсации за второй месяц, работодатель обязан произвести ее в разумный срок, обусловленный существующей практикой и законодательством.
Также, важно отметить, что срок выплаты компенсации может быть повлиян различными факторами, такими как наличие финансовых средств, процедура утверждения выплаты и другие внешние обстоятельства, которые могут затянуть выплату.
В целом, срок выплаты за второй месяц по досрочному сокращению может быть конкретизирован в нормативно-правовых актах или определен работодателем в разумных пределах. В случае несоблюдения установленных сроков, госслужащий имеет право обратиться с жалобой в соответствующие органы, чтобы защитить свои права.
Зарплата за март, выплаченная в апреле в 6-НДФЛ
В расчете за I квартал покажите:
- в поле 110 и 112 разд. 2 – сумму начисленной за март зарплаты;
- в поле 130 разд. 2 – сумму предоставленных в марте вычетов по НДФЛ;
- в поле 140 разд. 2 – сумму НДФЛ, исчисленного с зарплаты за март.
В прочие показатели расчета за I квартал зарплата за март и начисленный с нее НДФЛ не включаются. В том числе НДФЛ, который на отчетную дату (31 марта) не удержан с мартовской зарплаты, не нужно включать в показатель поля 170 разд. 2.
Зарплата, выплаченная в последний рабочий день декабря в 6-НДФЛ.
Отражайте следующим образом
В расчете за I квартал года в разд. 1 укажите:
- в поле 020 – общую сумму удержанного налога, срок перечисления которого приходится на последние три месяца отчетного периода, в том числе удержанного с зарплаты за декабрь;
- в поле 021 – первый рабочий день января следующего года;
- в поле 022 – сумму НДФЛ, удержанного с зарплаты за декабрь.
Порядок расчета выходного пособия при сокращении в России в 2022 году
- в случае увольнения руководителя по причине аннулирования предприятия, если величина пособия не больше размера дохода за три месяца;
- в ситуации увольнения заместителей руководителя и главного бухгалтера (с учетом предыдущих условий);
- когда работник увольняется по согласованию сторон, а компенсация предусмотрена трудовым контрактом, и ее величина меньше дохода за трехмесячный период (или 6 месяцев для северных частей страны).
Как правильно оформить выплаты при сокращении штата
Работодатель решил оптимизировать свой бизнес и сократить несколько штатных единиц для уменьшения текущих расходов. Работников заблаговременно известили об этом, предложили им другие рабочие места, в общем, были соблюдены все требования трудового законодательства. Когда дело дошло до увольнения, встал вопрос: какие выплаты при сокращении штата, кроме заработной платы за последний отработанный месяц и компенсации неиспользованного отпуска, должна произвести организация? Ответ на этот вопрос кроется в статье 178 Трудового кодекса РФ , мы рассмотрим все эти требования подробнее, вместе с примерами.
Уже известного нам специалиста по продажам Кошкина руководство известило о предстоящем сокращении 15 декабря 2022 года. Увольнение намечалось 16 февраля 2022 года, но сотрудник сам решил уволиться до этой даты и администрация не возражала. Поэтому, последний рабочий день Кошкина пришелся на 18 января 2022 года. Его среднедневной заработок оказался равен 1020 рублям. Трудоустроиться в новую компанию Кошкин смог 16 марта 2022 года.
Выплаты при сокращении госслужащего в 2022 году
Выплаты при штата работнику по ТК РФ в 2022 году Процесс штата работников предприятия регламентируется статьями 81, 178-180 ТК РФ. В этих документах сказано, что если работодатель увольняет работника по причине сокращения штата, он обязан выплатить ему следующие виды компенсаций: • заработная плата за месяц или часть месяца, проработанного до момента увольнения; • по отпускным, рассчитанные по количеству отработанных за текущий год часов; • выплата в размере среднего заработка (выплачивается до того момента, пока сотрудник не найдет новое место работы). Процесс увольнения работника осуществляется сотрудниками кадровой службы.
При недостатке информации со страниц портала спросите наших специалистов. Юристы проанализируют ваш вопрос и с учетом всех тонкостей и деталей ситуации дадут вам советы и рекомендации простым и доходчивым языком.
Как рассчитать компенсацию при увольнении госслужащего
В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.
Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
Преимущественное право
Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:
- большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
- более высокую специальность, квалификацию;
- направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
- более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.
Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.
В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:
- подготовленных служащим проектах документов;
- выполненных поручениях.
При проведении аттестации учитывается:
- не нарушал ли аттестуемый запреты;
- соблюдал ли он ограничения;
- насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.
Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.
Выплаты при сокращении госслужащих в 2023 году
Провести административную реформу пытались уже несколько раз, но до сих пор дело не доходило до конца. Первые попытки реформирования совершались в период с 2011 по 2013 год. Тогда выдвигалась инициатива о сокращении штата сотрудников почти на 20%. По итогу удалось сократить штат только на восемь процентов.
В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2023 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.
Если сокращение происходит в государственном органе, расположенном в районах Крайнего Севера или на территории, приравненной по своему статусу к нему, то платежей после сокращения предусмотрено больше. Анонсированное сокращение госслужащих в 2023 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу.
Как правильно оформить выплаты при сокращении штата
Иногда работодатель должен заплатить сотрудникам компенсацию за досрочное сокращение. Это происходит в том случае, если работники договорились с руководством и согласились не дожидаться окончания положенного срока предупреждения об увольнении. Организация в этом случае выплачивает денежную компенсацию пропорционально оставшемуся времени до даты увольнения. Ее сумма также рассчитывается, исходя из среднего заработка каждого сотрудника. Рассмотрим особенности расчета детальнее.
Все выплаты по сокращению штата работников 2023 рассчитываются исходя из среднего заработка каждого из них. Чтобы определить причитающуюся каждому человеку сумму, необходимо вычислить именно среднюю зарплату. Для этого существует специальная формула, также мы рассказывали об особенностях исчисления такой средней величины в отдельном материале. Итак, формула выглядит так:
Предупреждение об увольнении госслужащих
Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.
Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.
Увольнение в связи с выходом на пенсию
Увольнение работника госслужбы в связи с выходом на пенсию осуществляется в рамках действующих положений ФЗ №79 и с учетом норм трудового законодательства. Так, при увольнении с выходом на пенсию в трудовой делается соответствующая отметка, она позволяет пользоваться пенсионеру различными льготами и преимуществами, которые ему положены.
При условии, что общий стаж работы в госучреждении составляет больше 15 лет, причем последний год работы должен приходиться на госслужбу, пенсионеру полагается пенсия за выслугу лет.
При получении статуса пенсионера работник имеет право на увольнение без отработки. Работодатель обязан предоставить пенсионеру все сопутствующие документы, а также необходимые для увольнения выплаты.
Каким образом осуществляется расчет выходного пособия при увольнении при сокращении штата?
Судя по ТК РФ, при расторжении трудовых отношений по причине ликвидации предприятия или уменьшения численности штата, уволенному сотруднику работодатель обязан выплатить выходное пособие, размер которого формируется из суммы среднего заработка за 1 календарный месяц. Помимо этого, работнику причитается среднемесячная з/п и компенсационные выплаты за не отгулянные дни отпуска.
Также стоит отметить, что если при трудоустройстве на это предприятие в договоре был прописан пункт, содержащий информацию о размере возмещения денежной суммы в случае увольнения по инициативе работодателя, то в такой ситуации закон допускает осуществление повышенной выплаты сотруднику. Однако ее размер не может быть увеличен более чем в 6 раз.
Минтруд: дополнительная компенсация за досрочное увольнение работника, предупрежденного о сокращении, не облагается страховыми взносами
Предусмотренная трудовым законодательством дополнительная компенсация за расторжение трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении не облагается страховыми взносами в полном размере. Данная выплата не относится к выходному пособию, которое не включается в базу для начисления страховых взносов в размере трехкратного среднемесячного заработка увольняемого работника (шестикратного заработка — для «северных» работников). К такому выводу пришел Минтруд России в письме от 11.02.16 № 17-3/В-56.
У страхователя, обратившегося в Минтруд, возник вопрос: включается ли в указанный лимит (то есть в трехкратный или шестикратный размер среднемесячного заработка) дополнительная компенсация за досрочное увольнение работника, предупрежденного об увольнении с связи с сокращением штата? Нет, не включается, разъясняется в комментируемом письме от 11.02.16 № 17-3/В-56.
Облагаемые доходы взносами в пенсионный фонд и соцстрах
Компенсации и льготы в рамках социального пакета сотруднику – это не что иное, как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений. А раз так, то они облагаются страховыми взносами по общему правилу (ст. 420 НК РФ). Причем в закрытом перечне необлагаемых выплат, который прописан в статье 422 Налогового кодекса РФ, эти компенсации и льготы не названы. Аналогичные разъяснения в пункте 2 письма Минфина России от 21 марта 2022 № 03-15-06/16239.
Оформляя такие договоры, нужно быть осторожными. Если сотрудник сдал в аренду работодателю свое авто и продолжает на нем ездить, таким образом оказывая компании услуги по управлению транспортным средством, сумму вознаграждения за оказание услуг водителя и сумму арендной платы нужно документально разграничить. Дело в том, что в отличие от арендных платежей, вознаграждение за работу в качестве водителя облагается страховыми взносами. А если невозможно определить, сколько денег работник получил как арендодатель, а сколько как водитель, по мнению Верховного суда, взносы должны быть уплачены со всей выплаченной ему суммы.
Процедура, предшествующая увольнению
В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81), – ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.
Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.
Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Предоставление вакантной должности в ином государственном органе
Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.
Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.
Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.
Особенности сокращения гражданских служащих
Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее – Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.
До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81).
Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ, регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее – Правила).
В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.